Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13

01 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Совсем немного времени осталось до начала Великого Поста, и сегодняшнее Евангелие помогает нам настроиться на правильный лад. Сквозь всё чтение явным образом проходит тема «внешнего» и «внутреннего» религиозного делания. Наблюдая вокруг, как религиозность превращается в «конвертируемую валюту», Иисус предостерегает Своих учеников от участия в этом с позволения сказать «духовном рынке» — где сам «образ благочестия» вместо тайны личных отношений между человеком и Богом превращается в имеющий своё вполне материальное значение рейтинговый показатель.

Как только из религии уходит тайна — она превращается в идеологию. Уходит неопределимость — остаётся сухая форма из красивых и правильных букв и слов. Уходит любовь — остаются долг и обязанность. Уходит ощущение живого присутствия Бога — остаётся верность религиозной системе. И всё это, как показывает история иудаизма, спокойно продолжает существовать и после того, как Богу отказано в праве быть таким, каким Он Сам хочет. Некогда Клайв Льюис в «Расторжении брака» заметил: «Немало на свете людей, которым так важно доказать бытие Божие, что они забывают о Боге. Словно Богу только и дела, что быть! Немало людей так усердно насаждало христианство, что они и не вспомнили о словах Христа. Да что там. Так бывает и в мелочах. Ты видел книголюбов, которым некогда читать, и филантропов, которым не до бедных. Это — самая незаметная из всех ловушек».

Но как нам самим не попасть в эту «ловушку»? Да и где именно она подстерегает нас, когда мы готовимся к подвигу Великого Поста? Я бы определил эту «ловушку» как религиозная самодостаточность. В ней — комфортно и привычно. Она сама по себе — гарантия от неожиданностей и проблем. В ней есть чеканные ответы на любые вопросы. От неё веет спокойной надёжностью. У того, кто живёт внутри этой религиозной самодостаточности, если что-то и может заболеть в душе — то только по расписанию в соответствии с утверждённым календарём. И если «сверху» скажут дружно скандировать: «распни, распни Его!» — без зазрения совести будет исполнено. Ведь именно для неё — самодостаточности — характерно чёткое деление на «свой» — «чужой». И для тех, кто «внутри» — правила иные, нежели чем для «внешних». «Своим» можно и нужно прощать многое, «чужим» — ни в коем случае. И как только — как это и было со Христом — определено старшими, что Он — точно «не наш» — то есть «чужой» — любые моральные запреты и даже обычные человеческие чувства исчезают.

Но к чему сегодня призывает нас Спаситель? Не удовлетворяться религиозными формами — а прорываться сквозь них к существенному, к содержанию. Игла — прекрасна сама по себе, но если ей не шьют — от неё немного толка. Каким бы вдохновенным ни был религиозный обряд или обычай — но если от него не согревается сердце, не распахивается навстречу Богу — он всего лишь совокупность ритуальных действий. И если мы будем смотреть в первую очередь не на то, насколько строго мы следуем уставу в приёме пищи, сколько сделали земных поклонов и как много часов простояли на службе — а будем внимать отклику нашего сердца — не сомневаюсь, мы научимся главному: неотступно пребывать вниманием у дверей сердца и оттуда, из глубины, возносить Богу наши искренние молитвы!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!