Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51 (о. Стефан Домусчи)
16-12

Деисус. XIX в.

Ин., I, 43-51 (о. Стефан Домусчи)

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о призвании двух апостолов — Филиппа и Нафанаила. И если сердце Филиппа отозвалось сразу, что и в нашей жизни случается редко, то Нафанаил предстает перед нами как человек искренний, честный, но в то же время очень принципиальный.

Люди приходят к Богу по разным причинам. Некоторые рождаются в религиозных семьях и просто с детства знают, что Бог есть. Но трагедия заключается в том, что они могут ходить в храм, но к Богу так и не прийти. Не прийти к осмысленной, глубокой, личной вере. Настоящая вера начинается с внутреннего голода, с жажды смысла. Неслучайно, Бог у пророка Исаии говорит: «Кто жаждет, приди ко Мне и пей». Без этой жажды, без жажды исполнения смысла жизни, без жажды исполнения правды Божией в мире, невозможна никакая вера, никакая религия, и тем более — невозможно христианство. Нафанаил был человеком ищущим, в его сердце постоянно присутствовала жажда Бога и стремление найти Его.

Но именно потому, что это не просто выбор чего-то проходящего, но выбор определяющий всю жизнь, он должен быть настоящим. Поэтому когда Филипп приходит к нему и говорит: «Там тот, о ком говорил Моисей и пророки, мы его нашли, это Иисус из Назарета». Нафанаил не принимает истину вот так просто. Он стремится к ней, но желает, чтобы она была настоящей. И он идет к Христу, но стремится испытать Его... Именно поэтому Спаситель встречает его словами: «Вот израильтянин в котором нет лукавства».

Действительно, религиозная жизнь должна начинаться именно с этого. Нас перестает устраивать полуправда и мы перестаем лукавить. Лукавить с Богом, и лукавить с самими собой. Хотим дойти до сути и дойти честно.

«Откуда Ты знаешь меня?» — отвечает он Христу. Действительно, когда человек встречает Бога, он удивляется, как это в Боге он находит утоление своей жажды. Почему это так? Да потому что, когда мы встречаем Бога, мы встречаем основание нашей жизни, мы встречаем то, что для нас естественно, мы возвращаемся в родительский дом.

Христос говорит ему: «Я видел тебя под смоковницей», — и Нафанаил совершенно поражен, потому что, по всей видимости — это было не просто какое-то сидение под смоковницей, но какой-то важный опыт, религиозное переживание, о котором никто кроме Бога знать не мог. Он исповедует Христа Царем Израиля, потому что в нем надеется обрести торжество этого Царства. Он так и говорит Ему: Учитель! Ты Сын Божий, Ты царь Израиля!

Но Христос зовет его к тому, что гораздо выше любых земных Царств. Он говорит ему: для тебя теперь откроется небо.

Сегодняшнее Евангелие неслучайно первое среди постовых воскресных чтений. Оглашенные, которых в древней Церкви крестили в страстную субботу от чтения к чтению все глубже и глубже проникали в тайну Христа.

Часто люди приходят в храм из какого-то своего мира, своего жизненного пространства, и приходят при этом за чем-то своим. Что же делает Церковь? Не отвергая этих людей, и даже не отвергая их целей, она зовет их к чему-то значительно большему... В опыте Церковной жизни им оказываются открыты не только личные переживания, но и весь опыт Церкви, вся ее вера. Вера, говорящая о том, что Земля не просто груда материи, что жизнь может быть глубокой и полной смысла, что для нас теперь открыта не только земля... для нас открыто небо и Сам Бог, Который приходит к нам во Христе.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!