* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23 (иером. Феоктист Игумнов)

Лк., VI, 17-23 (иером. Феоктист Игумнов)

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

 

Убежден, что мне очень повезло: я никогда не видел своими глазами, как люди умирают от голода. Нет, безусловно, я знаю, что в современном нам мире такое бывает и в некоторых регионах голодная смерть — массовое явление, но лично мне не приходилось сталкиваться с этим ужасом. Вообще, голод нельзя назвать актуальной проблемой современных развитых обществ, к одному из которых нам посчастливилось принадлежать. У нас другие заботы, у нас совсем иные трагедии, большинство из которых настолько мелки и комичны в сравнении с голодом, что о них нет смысла и говорить. Но мы помним, что совсем недавно продуктовое изобилие было утопической мечтой. И казалось, что если решить эту проблему, то наступит всеобщее благоденствие. Голод поражал целые селения не только в каком-нибудь Египте, Сомали или же в пустынных районах Палестины, но и во вполне благополучных Италии и Греции. Голод преследовал человечество. О нем неоднократно упоминает Священное Писание. Оно упоминает о голоде и сегодня. Христос говорит, что блаженны алчущие ныне, ибо они насытятся. Вообще, насыщение голодных было сокровенной мечтой и грядущим благословением мессианской эры. Мы можем вспомнить, что еще праотцу Аврааму была обещана Богом в вечное наследие земля, в которой течет молоко и мед. То есть земля, в которой потомки Авраама не будут знать, что такое голод. Действительно, земля Палестины отличается особым плодородием, и она очень комфортна для проживания. И действительно, данное Аврааму обещание было исполнено. Но и на этой земле возможен голод, об этом можно прочитать и в книгах Ветхого Завета, именно на фоне голода в Палестине совершает свое служение пророк Илия. Церковь понимает слова Ветхого Завета о необычайной земле в том числе и как прообраз будущего Небесного Царства, в котором не будет никакой нужды, никакой болезни, никакой печали, где человек будет абсолютно свободен от безусловно необходимой в рамках нынешней жизни борьбы за выживание. Слова Христа Спасителя ставят рамки для этой борьбы. Его слова нельзя понимать как призыв к искусственному голоданию для достижения блаженства в жизни будущего века. Его слова о другом, и их необходимо понимать в контексте всей шестой главы Евангелия от Луки, фрагмент которой сегодня нашему вниманию предлагает Церковь. В этой главе Христос противопоставляет голодных в настоящее время и пресыщенных. А чем отличается пресыщенный от просто сытого и благополучного? Тем, что пресыщенный буквально сходит с ума от того, что имеет, и при этом не хочет или из-за особенностей мироощущения не может делиться лишним с теми, кому это жизненно необходимо, с теми, кто не имеет самого необходимого для выживания. Получается, что Своей речью из Евангелия от Луки Христос ставит ограничение: отрицательные последствия будет иметь не сытость и умение жить, а забвение нужд других людей и, как следствие, забвение Самого Бога.