Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44 (о. Дмитрий Барицкий)

219492_originalМк., 57 зач., XII, 38-44 (о. Дмитрий Барицкий)

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Комментирует священник Димитрий Барицкий.

В том отрывке, который мы только что услышали, друг другу явно противопоставлены два образа. С одной стороны это книжники. Особая каста среди религиозных лидеров еврейского народа. Их основным занятием было хранение Священного Писания. Они его переписывали, изучали и растолковывали простым людям тот закон, который оно в себе хранит. Во все времена подобный статус в обществе был связан с исключительным уважением и почетом. Однако беда многих книжников была в том, что они эти уважение и почет намеренно требовали от людей сверх меры: любили, чтобы их приветствовали при больших собраниях народу, выделяли почетное место в синагоге и во время застолья. Ко всему этому они были очень высокого мнения о собственной праведности и нравственной безупречности, которую всячески старались демонстрировать окружающим. Не случайно Господь упоминает об их долгих молитвах напоказ, а также о неизменном атрибуте знатного человека, длинных одеждах, в которых они важно расхаживали, чтобы подчеркнуть свою исключительность. Зачастую они были людьми состоятельными и не упускали случая показать свою щедрость и благочестие, жертвуя довольно большие суммы, в том числе и на храм.

Перед нами широко распространенный во все времена религиозно-психологический тип. Подобных людей действительно есть за что уважать. Они внешне нравственно безупречны. У них прекрасное образование, утонченное воспитание, порядочная семья. Если они люди состоятельные, они готовы заниматься благотворительностью. Под громкие аплодисменты они будут открыто жертвовать миллионы на нужды людей, исчезающие виды животных и экологию в целом. Однако в действительности все это есть не что иное, как тонкое тщеславие, болезненное самолюбование, которое самим человеком может и не сознаваться. Не случайно многих простых людей такая лощеная и расфуфыренная праведность настораживает. Интуитивно они чувствуют подвох. Видят в этих широких жестах общественных благодетелей или средство достижения успеха или эффективное оружие против нравственно менее состоятельных конкурентов. Если убрать весь этот сценический пафос и мишуру в сухом остатке получим лишь духовную пустоту и безобразие.

Резким контрастом образу книжников выступает бедная вдова. Наравне с сиротами это был самый обездоленный и бесправный класс еврейского общества. Ни о каком общественном уважении, естественно, речь не идет и в помине. Однако именно ее Христос приводит в пример. Тем самым Он указывает нам на образ подлинной жертвы. Легко пожертвовать миллион, когда у тебя миллиард, отдать все, когда ощущаешь, что на твой широкий жест смотрит весь мир. В результате ты не теряешь, а лишь приобретаешь еще больше популярности и уважения. Много труднее, а для некоторых немыслимо, когда с болью отрываешь от себя что-то свое, до боли родное. Последнее. Отдаешь в тишине и безвестности. Когда никто, никогда не узнает об этом. Вот, оказывается, что чем больше этой боли и безвестности, тем большую ценность жертва имеет в глазах Бога, тем больше пользы она приносит для нашей души, ведь тем больше внимания на тебя обращает Господь и с избытком наполняет твое сердце благодатью.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!