Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51
Ин., 4 зач., I, 35-51 (иером. Феоктист (Игумнов)
35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви',- что значит: учитель,- где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов).
Мы только что услышали, как два ученика Пророка и Предтечи Христова Иоанна поверили своему учителю и в буквальном смысле пошли за Господом Иисусом Христом. Очевидно, они были смущены и шли несколько поодаль, не дерзая догнать Его или окликнуть. Но он Сам оборачивается и заговаривает с ними. Другими словами, Он идёт им навстречу, облегчает им задачу; открывает им дверь, чтобы они могли войти. Эта картина очень символична: Бог всегда первым идёт навстречу человеку. Когда мы идём к Богу, мы идём не к Тому, Кто прячется и держится на расстоянии, мы идём к Тому, Кто стоит в ожидании и даже берет инициативу в Свои руки, направляясь нам навстречу и начиная с нами разговор. Христос спросил их: «Что вам надобно?» В общем-то, этот вопрос Он в той или иной форме задаёт каждому человеку. Что нам нужно от Бога? От честного ответа на этот вопрос зависит дальнейшее богообщение. Иоанновым ученикам нужен был Он Сам, Сам Бог. Не то временное, что Он, как истинный Собственник всего сотворённого, может дать, а Он Сам. Богообщение становится возможным лишь при этом условии — когда нам нужен Сам Бог, а не здоровье, машинки, хорошая работа и милые соседи. Он Сам, а не то, что он способен дать. Точно так же, как общение с человеком возможно лишь тогда, когда нам интересен сам тот человек, с которым мы хотим общаться. В противном случае общение будет кратким и крайне функциональным, оно не сможет продолжаться долго. При функциональном подходе к общению с Богом общение с Ним точно так же будет кратким и, получив от Него просимое и временное, мы рискуем остаться лишь с полученным, то есть, по большому счёту, ни с чем.