* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18 (о. Стефан Домусчи)
800px-Rembrandt_-_Parable_of_the_Laborers_in_the_Vineyard

Притча о работниках в винограднике
(Рембрандт, 1637 год).

Лк., 100 зач., XX, 9-18 (о. Стефан Домусчи)

9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Важнейшей чертой религиозного мировоззрения является представление о том, что мир, в котором мы живем — сотворен Богом, он Божий по своему замыслу и содержанию. Бог его Творец, Он никем кроме Самого Себя не мотивирован, никто не понуждал Его к этому и никто кроме Него не является владыкой всего сотворенного.

В сегодняшней притче, эта идея выражена кратко, но достаточно однозначно.

В этом сотворенным мире есть виноградари, то есть те самые существа, свободные и мыслящие, которых Господь сотворил, чтобы они вели мир к задуманной Богом цели.

В каждой притче есть несколько смыслов, несколько слоев. В буквальном смысле сегодняшняя притча рассказывается иудеям и в ней звучат явные параллели с ветхозаветными пророчествами. Именно в пророческих книгах Бог сравнивает Израиль с виноградником. И значит виноградари это люди которые ведут Израиль к его цели. К цели мессианской, к цели распространения веры в единого Бога во всех остальных людях.

Что же делают виноградари? Вместо того чтобы работать на Бога и готовить урожай для него они решают что урожай их собственность и, будучи побеждены собственным эгоизмом и жаждой наживы, они не только избивают слуг, но и убивают сына, фактически посягая на самого отца. Однако отец, конечно, остаётся для них недостижим, в причине нет даже намека на то, что они могут сделать нечто отцу и в действительности стать наследниками. В Ветхом Завете есть образ тяжбы Бога с виноградником. Он спрашивает его: «Почему я посадил породистый виноград, заботился о нем и ждал хороших плодов, но получил совсем иной урожай, как будто бы передо мной виноград дикий, чего я не сделал для виноградника моего?» Ответа нет, потому что Бог сделал все. И мы слышим, как приходя, Хозяин губит виноградарей и отдает виноградник другим.

Все образы были вполне прозрачны для людей того времени. Вот почему слышавшие притчу, говорят Христу: «Да не будет!» Они сказали так, потому что поняли, что речь идёт о них.

Но только ли о них? На самом деле, сказать, что притча про кого-то другого очень легко. Но если мы задумаемся над ее содержанием, мы поймем, что Бог каждому из нас дал свой виноградник и этот виноградник наша душа, на которой мы также должны работать для того чтобы принести Богу достойные плоды. Но человек не хочет этого признавать. Обуреваемый корыстью и стремлением к ложно понятой свободе мы решаем, что наша жизнь — только наша и что мы можем распоряжаться ею ради своих целей. Однако, Краеугольный камень, о котором говорит Христос, не обойти даже если Он будет отвергнут, даже если мы постараемся про него забыть... Так или иначе, он все равно встретиться на нашем пути. Услышав сегодняшнюю притчу не стоит думать, что она ком-то другом... на самом деле она обо мне и о вас лично. О моём и о вашем отношении к тому, что задумал о нас Бог... О том, к чему Он ведёт нас и о том, идем ли мы вместе с Ним.