2017-12-12

Лк., 98 зач., XIX, 45-48 (о. Стефан Домусчи).
Поделиться
737px-El_Greco_016

Изгнание торгующих из храма (Эль Греко).

Лк., 98 зач., XIX, 45-48 (о. Стефан Домусчи).

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

 

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Любой христианин, если только он не живет в пустыне или глухом лесу, так или иначе контактирует с обществом. Более того, некоторые их нас живут вполне активной общественной жизнью, преподают, лечат, занимаются производством или бизнесом. Но возможно ли такое? Как быть христианином в мире сем, когда в нем столько искушений и трудностей? Не есть ли вся наша жизнь в мире лишь проявление нашей слабости и неспособности на решительные поступки?

Если мы посмотрим на то, как сам Христос воспринимает те или иные проявления мира и общественной жизни мы увидим в Его словах призыв не к бегству от мира, но к шествию в мир с проповедью Евангелия. Потому что Бог так возлюбил мир, что послал Сына своего единородного, дабы никто не погиб, но имел жизнь вечную. При этом Бог ненавидит грех. Пожалуй грех — это единственное, о чем можно так сказать. Но является ли наша мирская жизнь, включающая заработок денег, поиск пропитания, заботу о теле и достойной жизни грехом сама по себе, или нет. Или, все же грех — это не сам заработок, но нечестный заработок? Не поиск еды, но потребление вопреки другому и в ущерб ему? Может быть стремление к здоровью не грех, а грех чрезмерное беспокойство о теле, на фоне полного забвения души?

Действительно — это так. Христос не запрещал людям есть и не считал еду чем-то недостойным человека. Напротив, Бог еще в раю заповедал нам есть от плодов этого мира. Грех же случился тогда, когда человек вкусил того, к чему не был готов, что было Богом запрещено. Он не только не запрещал врачебного искусства, но сам многократно называл себя врачом. Потому что болезнь хоть и может принести пользу душе, напоминая человеку о его слабости, все же не является чем-то добрым. Бог сотворил человека здоровым и стремиться к здоровью не плохо, плохо забывать о душе…

Бог не запрещал получать плату за работу, как не запрещал и торговли, но лишь заповедал вовремя платить работнику и не обманывать покупателей.

Но почему, если все именно так, мы слышим в сегодняшнем чтении о том, что Христос, после входа своего во Иерусалим, изгоняет из храма торговцев? И если им не место в храме, то таково место подобных явлений в нашей жизни?

Мне кажется, что отвечая на этот вопрос, важно обратиться к тем словам, которые Христос говорит тем, кого Он изгоняет: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

Первое, что очевидно из этих слов, они не конкретно про торговцев, а про то, что всему должно быть свое место и время. Храм — это дом Божий. Он место молитвы, место общения с Богом, место жертвы. Христос похвалил вдову, которая принесла в храм свои лепты и Сам жертвовал на храм деньги, но храм не для денег, не в собирании денег его предназначение. Это не значит, что деньги сами по себе являются чем-то греховным. В качестве составляющей общественной жизни они могут быть полезны, если воспринимаются как средство, но те же самые деньги могут быть опасны, если становятся целью. Как явления временные Господь их признает и не запрещает их использования… Но, по Его слову, Сыны Царствия Божия должны быть от них свободны.

Из первого происходит и второе. Изгоняя торгующих и покупающих из храма, Христос не говорит, что обличает их за торговлю, Он возмущен тем, что они место молитвы сделали вертепом разбойников. Конечно, храм не для торговли, хотя сама по себе она грехом не является… Но люди, которых изгонял Христос не просто торговали, они сделали храм местом заработка, Он перестал быть для них домом Бога и стал торговой точкой… Бог был забыт, остались только земные интересы. Или скажем еще жестче: Бога попытались подчинить земным интересам.

Актуальность этого чтения не в том, что и сегодня можно встретить в храме торговлю. Торговля может быть разной, хотя, конечно, лучше, чтобы в храме ее не было. Дело не в этом. Дело в том, что бы мы помнили в чем главное назначение храма, в чем главное назначение нас самих. Храм должен быть местом молитвы, а мы должны быть чадами Божьими, стремящимися к полноте жизни в Духе Святом.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (103 оценок, в среднем: 4,96 из 5)
Загрузка...