2017-12-11

Лк., 97 зач., XIX, 37-44 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
Icon_03027_Vhod_Gospoden_v_Ierusalim

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.

Лк., 97 зач., XIX, 37-44 (о. Стефан Домусчи)

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Что имеют ввиду, когда говорят, о человеке, что он верующий? Думаю, все понимают, что говоря о вере, можно подразумевать очень разные вещи. Типов веры можно выделить много, но какой из них настоящий? Да бывает ли настоящий, самый правильный? Может быть, всякая религиозность хороша? По крайней мере, большинству из нас хотелось бы, чтобы вера, которая у него есть и была самой правильной. Чтобы не пришлось совершать лишних движений.

Традиционно, рассуждая о том как жить правильно, Церковь предлагает обращаться к примерам, с которыми мы встречаемся в священном Писании. И если мы обратимся к Библии, мы увидим, что вера народа Божьего, та вера, которой ждал от людей Бог — это в первую очередь вера в то, что Бог живой, что Он не просто есть, но активно присутствует в мире. Однако это только полдела. Важно ведь и то, как человек ведет себя в Божием присутствии? Как ощущает его? Ведь он может радоваться ему, а может воспринимать его как нечто гнетущее, мешающее жить…

Как верят библейские праведники? Они ходят перед Богом и называются друзьями Божьими, потому что живут в завете и общении с Богом. Встреча с Богом, упоминание о Нем, осознание того, что ты исполняешь его волю — все это было для них источником радости. Именно это мы видим в сегодняшнем чтении. Люди радостно встречают Христа, въезжающего в Иерусалим сидя на осле. Радость их происходит от того, что они присутствуют при чем-то грандиозном, ведь об этом говорили пророки, этого ждали праведники… Это приход мессии, который должен все изменить в их жизни. И поэтому, ликуя, они восклицают: «Благословен грядущий во имя Господне»! Их радость так велика, что если их заставить молчать, то камни возопиют!

Может показаться, что это эмоциональное единство, эта созвучность явленной воли Божьей и воли людей наконец восторжествует… Но мы видим нечто другое. Видим Христа, Который приблизившись к городу и глядя на него плачет и сетует о его судьбе. Почем Он плачет, что отличает этот город от остальных? Для того, чтобы понять это необходимо вспомнить слова, с которыми Бог обращался к своему народу и горе Сион, в пророческих книгах. Слова эти исполнены любви, гнева и одновременно сострадания. Бог сравнивает этот народ с младенцем, которого Он вырастил, с женой, которой всегда был верен, с птенцами, о которых Он заботился… Но на Божественную любовь люди отвечают тем, что избирают себе иных Богов, соблюдают чужие заповеди, разрушают завет, который был для них источником жизни и благоденствия. Самое страшное в том, что они делают все это сами, сознательно, а не просто по ошибке. Если язычник, как говорит пророк Исаия, живет ложными ценностями с самого начала и не понимает определенно, что добро, а что зло… То народу Божьему были даны заповеди, от которых он отказался, было дано миссианство, которому он изменил. Наказание Божье, которое грядет на город — это естественное следствие той внутренней измены своему предназначению, которая с ним происходит. Христос восклицает: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…«. Кажется, что раз сокрыто, значит и не за что отвечать, и город невиноват. Тем более, что Христос говорит, что все это произойдет «за то́, что Он, т.е. город, не узнал времени посещения своего». Думаю, любой, кто читал Писание, знает, что времени и возможности узнать все это было предостаточно. И значит это слепота была сознательным выбором. Вместо того, чтобы прислушиваться к Богу и искать Его воли, люди прислушивались к собственным сердцам и ждали от Бога исполнения их воли… И с Богом разминулись.

Господь приходит в жизнь каждого из нас… Но каждый должен спросить себя, какова моя вера? Чего я ищу в ней, своего или Божьего? И как мне жить, чтобы встретить приходящего ко мне Христа и, встретив, узнать Его и обрести тот мир, который Он принес каждому из нас.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (103 оценок, в среднем: 4,84 из 5)
Загрузка...