2017-12-02

Лк., 49 зач., IX, 57-62 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
772px-Giovanni_Bellini_016

Преображение
(Джованни Беллини, 1480—1485).

Лк., 49 зач., IX, 57-62 (иером. Феоктист Игумнов)

57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Слова сегодняшнего евангельского чтения вряд ли можно назвать приятными, их можно свести к одной мысли: невозможно следовать за Христом и одновременно с этим жить привычной удобной жизнью. Очень показателен пример Христовых апостолов, тех, кто безоговорочно последовал евангельскому призыву. Апостол Павел называл себя и других апостолов «позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор 4:9). То есть апостолы стали для современного им мира зрелищем. Не тем зрелищем, на которое окружающие смотрят с восхищением и воодушевлением, а кровавым и жестоким зрелищем на арене древнего цирка. Очевидно, что у апостола Павла были веские основание сказать именно так. И повод для этих жёстких слов дали адресаты апостольского послания: жители Коринфа. В их представлении христианская жизнь была поводом для гордыни, причиной привилегий, они пытались вести счёт своим добродетелям и христианским свершениям. Но для апостола Павла и для других апостолов христианство заключалось в самозабвенном служении Христу с постоянной готовностью умереть за Него.

В словах преподобного Исаии Отшельника к своим ученикам есть любопытная мысль: «Четыре добродетели по Боге помогают юности: поучение на всякий час, неутомимость, бдение и умение не мерить себя». Если первые три добродетели интуитивно понятны: поучение — это стремление к постоянному совершенствованию своих знаний о Христе, это то, куда устремлён взор человека, куда направлен его ум; неутомимость — это бдительность человеческого духа, состоящая в том, чтобы всё делать в подобающее время, а достигается она главным образом за счёт сосредоточенности ума и молчания; бдение — стойкость и постоянство в молитве, то с последним — с умением не мерить себя — не все так просто. У преподобного Исаии речь идёт о том, чтобы не рассматривать того, где ты сейчас, чего достиг, что сделал. Авва Исаия говорит, что христианину не стоит пытаться анализировать насколько он приблизился к своим идеалам, исполнил ли свои желания, достиг ли того, к чему он стремился в своей жизни, духовной или физической. Конечно, прежде всего речь идёт о том, чтобы не сравнивать себя с кем бы то ни было. Ведь даже в том случае, если человек сравнивает себя с самим собой, то результатом будет либо гордость от своих успехов, либо уныние от неудач и от несоответствия тому, чего мы сами от себя ожидаем. Нет необходимости говорить о пагубности как одного, так и другого состояния. Как гордости, так и уныния. Те коринфяне, к которым обращает свои слова апостол Павел, были готовы к учению, неутомимы в подвиге и молитве, но им не хватало умения не соотносить себя самих с окружающими и с самими собой, ведь единственным мерилом для христиан является Евангелие. И как бы нам ни хотелось, другого эталона у нас нет.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (77 оценок, в среднем: 4,91 из 5)
Загрузка...