2017-12-01

Лк., 82 зач., XVI, 15-18; XVII, 1-4 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
410px-Meister_des_Codex_Aureus_Epternacensis_001

Притча о богаче и Лазаре (Codex Aureus Epternacensis, 1035-1040 годы).

Лк., 82 зач., XVI, 15-18; XVII, 1-4 (иером. Феоктист Игумнов)

Глава 16.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Глава 17.

1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

У Николая Семёновича Лескова есть во многих отношениях замечательный рассказ «На краю света». Наверняка, многие слушатели радио ВЕРА прекрасно знакомы с этим рассказом. Но тем не менее позволю себе напомнить, о чем в нем идёт речь. Рассказ повествует о миссионерской проповеди среди тогда ещё полудиких народов Сибири. Среди прочего, в рассказе есть довольно любопытное и поучительное рассуждение о том, почему крещёному человеку нельзя верить. А верить крещеному, по мнению представителя одного из коренных народов Сибири, нельзя потому что ему «поп грех прощает». То есть, если, к примеру, крещёный сворует, то он пойдёт не к тому, у кого своровал, а к священнику, покается и священник ему все простит. Собственно тот, перед кем виновен вор, тут ни при чем. Несмотря на некоторую дикость понятий тех людей в этом рассуждении есть нечто такое, что является довлеющим и в наше время, в нашем современном просвещённом обществе. Мы знаем, что Бог призывает к прощению, причём количество принимаемых «прости», по слову Христа, не должно ограничиваться каким-либо числом. Бог призывает прощать всякий раз, когда человек говорит «каюсь», и Сам же Он показывает пример, Его способность прощать превосходит всякие границы, оно бесконечно. Да, мы неплохо изучили устройства мира и самих себя, мы закончили университеты, но зачастую в отношении с Богом мы мало чем отличаемся от тех людей, которые являются главными действующими лицами рассказа Лескова. Зачастую наше «прости», которое мы говорим Богу, лишь акустическая волна, в нем нет ничего другого. Оно нас не меняет. Наивно полагать, что это лишь наше дело, моё и Бога. Если за словами не идут дела, то мы подпадаем под действие других слов из сегодняшнего евангельского отрывка, а именно слов о том, что «горе тому, через кого… приходят» соблазны. В самом деле, если я говорю, что я «каюсь», то я получаю прощение. Но если я после этих слов не меняюсь, значит эти слова для меня лишь мелкая спекуляции, лазейка, которая позволяет жить так, как мне угодно, но при этом оправдывать свою жизнь словами Самого Христа Спасителя, Его способностью принимать покаяние и тем, что Он «пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13). Безусловно, что подобное поведение — соблазн для людей вне Церкви, которые смотрят на христиан и у которых есть к нам серьёзные вопросы, в том числе и про то, как мы сами воспринимаем слова Того, Кого называем своим Богом.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (80 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...