2017-11-29

Лк., 78 зач., XV, 1-10 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
Я_дверь_овцам._Картина_XXI_века

«Я дверь овцам». Картина XXI века. Художник А.Н. Миронов.

Лк., 78 зач., XV, 1-10 (иером. Феоктист Игумнов)

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи’ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Христос Спаситель приводит прекрасный образ отношения Бога к согрешающему человеку. Христос уподобляет такого человека потерявшейся овце, которая для хозяина дороже тех, которые остались в отаре, дороже в смысле трудов для ее возвращения и в смысле той радости, которую испытывает хозяин тогда, когда ему удастся найти заблудившуюся овечку. Но вместе с этим в сегодняшнем евангельском отрывке нет уверенности в том, что животное будет обязательно найдено. Далеко не всегда мы находит то, что теряем. И далеко не всегда отбившиеся от отары овцы успешно возвращаются. Ведь с этой овечкой может произойти что угодно. Она может провалиться в расщелину между камнями, она может превратиться в обед для диких зверей. В общем, уверенности в благополучном исходе нет. В итоге получается, что перед нами довольно противоречивый текст. С одной стороны, хозяин ищет и ищет очень старательно, а с другой — он может и не найти. Безусловно, Бог выходит навстречу согрешающему человеку и Бог бесчисленное количество раз принимает покаяние, но вместе с этим может оказаться, что человека найти уже невозможно, что он потерян навсегда. И речь идёт не о физической смерти. Ведь и та овца, которая оборвалась и упала с небольшого обрыва между камнями вовсе необязательно мертва, она может быть просто без сознания или же находится в таком месте, в которое у хозяина нет доступа. Одним словом, лучше не теряться. Даже в предвкушении той радости, которая будет у хозяина, когда его поиски успешно завершаться. Если же перейти с языка аллегорий на язык прямой и понятный, то можно сказать так: не надо грешить. Да, звучит банально и ужасно скучно, но именно такой посыл вытекает из слов Спасителя. Одно из самых неприятных свойств любого греха состоит в том, что он способен ввергнуть человека в западню, которая подобна каменным ловушкам палестинских гор, служивших фонов Христовой проповеди. Человек вроде бы и жив. И даже осознает своё крайне бедственное положение, но при этом он не слышит Взывающего к нему Бога и сам не способен сделать хоть что-то для выхода из сложившейся ситуации. Но это снова аллегория. Можно сказать иначе: зачастую человек делается не способен к покаянию. Ведь покаяние это не перечисление своих грехов перед Крестом и Евангелием в присутствии священника. Покаяние — это благодатное изменение ума, такое, при котором повторение когда-то совершенных грехов становится абсолютно невозможным. Да и само воспоминание о них вызывает не ностальгические переживания, а отвращение. Но в силах ли человек добиться такой перемены своими собственными усилиями? А если расширить вопрос, то способен ли человек заставить самого себя начать как-то иначе чувствовать и иначе относиться к окружающему миру? Да, в какой-то степени это возможно, но не в такой, какую нам демонстрирует Евангелие: нет тех размышлений и нет такой убедительной речи, которая сделала бы из мытаря евангелиста, а из блудницы — равноапостольную мироносицу. Такая перемена возможна лишь тогда, когда Сам Бог коснётся человека. А для этого, все же, надо постараться не потеряться совсем, не отбиться от церковного стада настолько, что даже Бог будет безуспешным в Своих поисках.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (84 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...