Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 31-35. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 31-35

31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;

33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки – при всей своей краткости – очень динамичен. Чтение начинается с необычной для Евангелия ситуации: некоторые из фарисеев приходят к Иисусу, чтобы предупредить Его о нависшей над Ним опасности. Они предлагают Ему незамедлительно покинуть Иерусалим, чтобы избежать расправы со стороны Ирода.

Сам по себе факт такого обращения уникален. Мы нигде не встречали, чтобы фарисеи – даже какая-то малая часть – оказывали поддержку Христу. А здесь – не просто поддержка: они дорожат Им, они беспокоятся за Его безопасность, они предлагают возможные варианты разрешения возникшей проблемы. Вполне может показаться, что и среди партии фарисеев было неоднозначное отношение к личности Иисуса Христа: и там были вполне искренние и глубоко верующие люди, которые смогли опознать в простом галилейском проповеднике долгожданного Мессию!

Однако ответ Христа на предложение фарисеев звучит как вызов. Назвать Ирода Антипу, тетрарха Галилейского, лисицей – то есть хитрым и никчёмным человеком в прочтении современниками Христа – это более чем смело. Мы, конечно, не можем вполне восстановить весь тот контекст, в котором прозвучали эти слова – но в любом случае Спаситель совершенно чужд какого бы то ни было заискивания или даже оттенка страха перед власть имущими. В своём пределе это отношение к сильным мира сего проявилось перед Пилатом. Он искренне недоумевает – почему Иисус даже не пытается оправдаться, а просто стоит и молчит. Он уже в раздражении говорит: «мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Но в ответ слышит простую истину: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». Спаситель не отождествляет саму власть и её временного носителя, которому всего лишь на время дали «подержать» эту власть в своих руках. Сама власть как принцип иерархического устроения общества – дана Богом; безвластие и анархия – плохие спутники человеческого общежития. Но как использует власть тот, кому она передана в данный момент – другой вопрос.

Можно вполне предположить, что публично назвав тетрарха лисицей и при этом отказавшись куда бы то ни было скрываться из его владений – а именно из Переи – пока не докончит начатых дел, Спаситель показал самому Ироду, что Иисусу ведомы его хитросплетённые планы. Фарисеи были лишь небольшим фрагментом какой-то многоходовой игры, в которую Ирод пытался вовлечь Иисуса – но Спаситель отказался, зная Своим Божественным ведением, чего на самом деле добивается Ирод. Он вовсе не собирается убивать Иисуса – просто ему было крайне неприятно, что Христос так долго находится в его землях, и слава Иисуса растёт с каждым днём. А вдруг это приведёт к какому-нибудь очередному народному восстанию? Зачем Ироду новые проблемы с римской властью? Но Спаситель спокойно переступает через подготовленную ловушку – и продолжает Своё дело. Чтобы окончательно успокоить озадаченных словами фарисеев учеников, Иисус обращает их внимание на то, что пророки, как правило, погибали в Иерусалиме. Та же участь ждёт и Самого Христа – и здесь Ирод – не помеха.

Повествование завершается глубоко трагической речью Иисуса, обращённой к Иерусалиму как центру теократии. Это не просто речь, это плач об отвергнутой любви, о страшной ошибке целого народа, о произвольной духовной слепоте при полной уверенности в отличном зрении. С беззаконным, противоправным, подлым убийством Христа при поддержке простых людей и духовных элит еврейским народом была пройдена точка невозврата. Отныне и до скончания времен – кровь Иисуса Христа на поколениях тех, кем Он был предан и отвергнут. Народ-богоносец стал народом-богоборцем – при том, что никто особо-то и не заметил произошедшей подмены. Теперь во имя Бога – убивают Самого Бога на Кресте, а за Ним следом пойдут и христианские мученики, вплоть до последнего времени.

Вывод, который следовало бы нам сделать из сегодняшнего чтения, вот какой. Не может быть никакой «гарантированно-спасающей» религиозности. Она лишь форма, лишь оболочка для содержания – которое целиком зависит от того духа, которым водим человек. Именно на это – на правильность внутреннего настроя, на созвучность Живому Богу, на переживание Его близости и должны быть направлены прежде всего наши усилия – а не на повышение градуса «духовности» и «воцерковлённости» в собственных глазах!

 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!