2017-11-13

Лк., 59 зач., XI, 29-33 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
Paris_psaulter_gr139_fol431v

История Ионы (миниатюра Парижской псалтыри).

Лк., 59 зач., XI, 29-33 (о. Дмитрий Барицкий)

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
30 ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.
31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы сегодня услышали, предлагает нам очень яркие контрасты.

Кто такой Иона? Это был древнееврейский пророк. Несмотря на высокое призвание, он резко выделяется из той череды служителей Бога, о которых мы читаем на страницах Священного Писания. Его пророческое служение наполнено странными поступками, которые мало вяжутся в нашем сознании с образом святого человека. Давайте вспомним его историю. Некогда столицей огромной Ассирийской империи был город Ниневия. Жители его были язычниками и проводили жизнь в грехе и разврате. И вот, Господь, посылает к ним Иону, еврейского пророка, чтобы он своей проповедью предупредил их: если не изменят образ своей жизни – весь город погибнет. Вместо того, чтобы исполнить поручение, Иона начинает роптать: «они, дескать, язычники, какое им спасение? Какая им проповедь? Обойдутся. Сами обрекли себя на гибель». Оканчивается все тем, что он пытается бежать от своей миссии на корабле в другую сторону лишь бы не исполнять порученное ему задание. Но от Бога не уйдешь. Корабль попадает в шторм. Моряки выясняют причину бури и бросают Иону за борт, где его проглатывает огромная рыба. Писание говорит, что три дня Иона провел в животе морского чудища, которое доставило его прямехонько к Ниневии. Иона вынужден проповедовать язычникам против своей воли. Удивительно, но его слова имеют поразительный успех. Горожане вместе с царем накладывают на себя пост и обращаются к Богу с молитвой, а в результате получают прощение. Однако еще более удивительна реакция Ионы. Окончив свою проповедь, он садится перед воротами Ниневии, чтобы наблюдать конец. Он уверен, что помилования не будет. А потому, когда Иона узнает, что Бог изменил Свои планы, он страшно разочарован и начинает роптать и недовольствовать, причем до такой степени, что Господу приходиться его в очередной раз вразумить. Вот о каком пророке говорит Христос.

Какой резкий контраст получается! С одной стороны своенравный Иона, который бежит от своей миссии, ропщет и недовольствует на Бога, Иона, которого буквально силой заставляют проповедовать язычникам, погрязшим во грехе, и те, несмотря на это, прислушиваются к его словам, меняют свою жизнь. С другой стороны – Спаситель, долгожданный Мессия, Сын Божий во всем покорный воле Отца, который проповедует отнюдь не язычникам, а благочестивым, верующим иудеям. И они Его не принимают.

В чем же причина их неверия? В отличие от жителей столицы Ассирии, которым хватило всего лишь слов нерадивого пророка, даровавших им спасение и жизнь, иудеи требуют дополнительных сверхъестественных свидетельств, знамений. В отличие от ниневитян они не могут рассмотреть самое главное чудо в Самом присутствии Спасителя среди них, в том, что Он обращается к ним со словами проповеди. Они не верят самому главному чуду – Его воскресению. Именно его Спаситель и называет знамением Ионы пророка.

Это важный урок для каждого, кто считает себя Христовым. Церковь, которую основал Спаситель, это не волшебный чемоданчик, набитый фокусниками, а также чудесными предметами и артефактами, которые в мгновение ока способны решить все проблемы на свете. Ее главное чудо и знамение – Сам Христос, который, словно Иона пророк во чреве кита, пробыл три дня в могиле и воскрес. С Которым мы реально, физически и духовно соединяемся в таинстве Причастия. Да, это чудо не поражает воображение. Как и все главное и важное в жизни оно обыденно и незаметно. Оно не щикотит нервы. Не доставляет ощутимого удовольствия. Оно ничего не меняет радикально. Ведь зачастую оно работает намного глубже наших чувств и мыслей. Однако лишь оно одно способно незаметно сгладить те острые углы, которыми так наполнены наши отношения с близкими. Лишь оно способно постепенно наполнить нашу жизнь едва ощутимым благоуханием и в итоге даровать нам спасение.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (75 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...