Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-39. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-39

Лк., 38 зач., VIII, 26-39 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Беснование было страшной повседневной реальностью того мира, в который пришел Спаситель. О масштабах власти, которую имел нечистый над творением Бога, могут свидетельствовать сказки, легенды и предания различных народов. В каждом доме жил домовой, в каждом водоеме водяной, по лесу бродил леший, сам воздух был наполнен различными духами. Не зря Писание называет дьявола князем мира сего. Мы живем в совсем иной духовной реальности. Это прямое следствие пришествия в мир Христа Спасителя. Он стал человеком, в том числе и для того, чтобы освободить людей от той власти, которую имели над ним духи злобы. Эпизод, который мы только что услышали, — яркое тому подтверждение.

Начинается он с просьбы бесов ко Христу не мучить их. О каком мучении идет речь? Духовная реальность скрыта от глаз людей. Все, кто окружал Спасителя, не видели ту Божественную славу, которая от Него исходила. Господь намеренно скрывал ее под завесой Своего человеческого естества. Однако для нечистых, как существ духовных, она была очевидна. Та сила, которая исходила от Христа, опаляла их, доставляла им нестерпимые мучения. Но не только поэтому они просят о пощаде. Дело в том, что Христос изгоняет их из человека, на душе и теле которого они паразитировали и доставляли ему таким образом страшные мучения. Никого не мучить для беса — самая страшная пытка. Ведь зло всегда стремится к разрушению. А если разрушать нечего, то оно начинает пожирать и терзать само себя. Эта мука бесконечного самоистязания и есть та бездна, тот ад, в который бесы просят не посылать их. «Хотя бы в свиней нас пошли», — говорят они Христу. И Господь не препятствует этому. Почему?

Так Он наглядно демонстрирует, какую злобу они имеют ко всему существующему и как они поступили бы с человеком, если бы его не хранила сила Божия. Как говорит блж. Феофилакт Болгарский, «если бы они имели власть и не встречали препятствий, то с нами они поступили бы хуже, чем со свиньями». За этим следует еще одна важная истина. Люди для Христа представляют особую ценность. Они несравнимо выше, нежели целое стадо живых существ.

Примечательна реакция на произошедшее жителей города. Вид здорового человека вселяет в них ужас. Это отнюдь не благоговейный страх перед Христом. Они опечалились о своих свиньях, которые были для них важным источником дохода. Они страшатся за свое благосостояние. «Вдруг Он еще какое-нибудь чудо сотворит, и мы совсем лишимся нашей прибыли?» — думают они. Свиньи для них становятся дороже человека. А потому они и просят Христа удалиться.

После воплощения Спасителя нечистый уже не имеет той власти над людьми, которой обладал прежде. А это значит, что свою судьбу и свое духовное состояние человек в значительной степени определяет сам, делая свободный выбор. Сегодняшнее Евангелие предлагает нам важный критерий, который позволяет судить о том, насколько наш выбор является правильным. Это мое отношение к другому человеку. Кто он для меня, помеха, которую я вынужден терпеть, средство достижения цели, или же он представляет для меня непреходящую ценность, ради которой можно жертвовать своим комфортом и благосостоянием. Именно от ответа на этот вопрос зависит, останется ли Христос с нами или удалится, как от тех жителей Гадаринской страны.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!