* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51 (прот. Павел Великанов)
16-12

Деисус. XIX в.

Ин., I, 43-51 (о. Павел Великанов)

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Скудными словами апостол Иоанн описывает нам самое начало служения Иисуса Христа – а именно первое знакомство с будущими апостолами. И сегодня мы слышали о призвании Филиппа и Нафанаила. В традиции Древнего мира не было ничего удивительного в том, что ученики ходили вслед за учителем – будет ли это греческий философ или иудейский раввин. Но, как правило, сам учитель не выбирал себе учеников: это было делом либо родителей, либо самого будущего последователя. Но в случае с Иисусом – всё с точностью до наоборот. Он Сам обращается к Филиппу – более того – как пишет евангелист, «находит его» – и просто ему говорит: иди за Мной. И тот беспрекословно становится учеником Иисуса.

Но с Нафанаилом, другом Филиппа, всё происходит совершенно иначе. Воодушевлённый Филипп делится с другом радостью о неожиданной встрече с долгожданным Мессией – в ответ на него обрушивается ледяной душ скептицизма: да разве из Назарета может быть что-то доброе? Не зная, что и отвечать, Филипп предлагает самому Нафанаилу пойти и посмотреть – на самом ли деле Иисус – Мессия.

События далее разворачиваются совершенно неожиданно. Ещё не успел Нафанаил приблизиться к Иисусу – а Тот уже встречает его странными словами: вот израильтянин, в котором нет лукавства. Такое странное приветствие – и не менее странная реакция самого Нафанаила: откуда ты меня знаешь? То есть, в словах Иисуса было нечто настолько сокровенное и значимое для Нафанаила, что его буквально «пробило»: ещё одна фраза Иисуса про смоковницу – и тот безоговорочно становится одним из последователей.

Мы не будем пытаться проникнуть в тайну этого странного и очень краткого диалога между Иисусом и Нафанаилом: если Бог не соизволил показать его подробнее, значит, он не предназначался для чужих ушей. Главное, что мы должны услышать – Иисус выстраивает отношения с каждым из апостолов не по какому-то универсальному шаблону «эффективного миссионерства», а каждый раз – по-новому, соизмеряясь с тем, кто в данный момент перед Ним находится. Для одного достаточно просто сказать – пошли; а для другого надо явным образом показать, что Иисус может проникать в самые сокровенные глубины человеческого сердца. И, заметим, Спаситель нисколько не возмущён таким скептическим настроением Нафанаила: Он уважает такой настрой, потому что знает – если Нафанаил что-то решил – это уже бесповоротное решение.

Как часто нам, христианам, не хватает в ежедневной жизни умения вживаться, вчувствоваться в каждого человека, который оказывается перед нами! Мы легко вырабатываем те или иные шаблонные приветствия и расставания, высказывания радости или сочувствия, формальные реплики одобрения или несогласия – а сердце наше так и остаётся чужим, не включённым в жизнь другого. Действительно духовный человек познаётся вовсе не из дара непрестанной молитвы или эффективности изгнания демонов: главный критерий святости – это способность настолько глубоко включаться в жизнь, радости и горести другого человека – что он оказывается абсолютно уверенным, что его любят больше, чем всех остальных. И это – не наигранно, а на самом деле так. «По тому узнают все, что вы – Мои ученики – если будете иметь любовь между собою!» – говорит нам Спаситель. А любовь прежде всего выражается во внимании, уважении и искреннем интересе к другому. Невнимательность – первый тревожный звоночек, что мы уходит с пути любви; авторитарность – ещё одна ступенька вниз; а когда приходит безразличие – от любви уже совсем ничего не остаётся.

Помоги же нам, Господи, постоянно следить за тем, чтобы не угасал наш интерес, не улетучивалось уважение, и не исчезало искреннее внимание друг ко другу!