Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 22,25,33-41

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25 Был час третий, и распяли Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 22, 25, 33-41 (прот. Павел Великанов)
51-6

Распятие. XV в.

Мк., XV, 22, 25, 33-41 о. Павел Великанов

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25 Был час третий, и распяли Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшим чтением из Евангелия от Марка завершается воспоминание страстных дней, которое Святая Церковь совершает незадолго до начала Великого Поста. Итак, мы слышали рассказ о распятии Христа Спасителя и последних часах Его земной жизни. На Кресте висит Единородный Сын Божий – как Агнец, как Жертва, приносимая ради спасения мира. Он взял на Себя все грехи человечества – и приносит Самого Себя как жертву за чужие преступления. Жизнь Иисуса, начавшаяся с Благовещения – соединения Божественной и человеческой природы – завершается криком «Боже, Боже Мой! почему Ты Меня оставил?» Иисус как человек переживает всю бездну последствий греха – а именно разлучение с источником жизни и всякого добра – Богом.

Мы никогда не сможем до конца ни понять, ни вместить, почему именно таким образом должно было совершиться спасение человеческого рода. Какую бы модель описания мы ни пытались использовать – юридическую ли, органическую ли, или какую-то другую – они всё равно так и останутся моделями, каждая со своей стороны пытающиеся описать неописуемое. Тайна спасения – так и остаётся тайной, постигаемой не через богословские исследования, а только личным опытом, прикосновением из практики собственной жизни – когда мы начинаем следовать за Христом, несущим крест наших грехов на Голгофу. И опыт подвижников, которые всю свою жизнь, без остатка, отдали на служение Богу, свидетельствует об одном: все они в той или иной мере проходили через период богооставленничества – каждый в своей мере погружаясь в этот последний крик Богочеловека: «зачем Ты меня оставил?»

И те, кто проходил через это суровое испытание, становились ещё при земной жизни людьми другого сорта, чуждыми какого бы то ни было эгоизма – хоть житейского, хоть духовного. Это прикосновение к Тайне Креста давало ощущение любви Божией такой силы, что прежнее, потребительское отношение к Богу исчезало – также, как в яркий солнечный день перестают светить горящие уличные фонари. И оставалось только одно: быть рядом с Ним, никуда не уходить, ничем не увлекаться – потому что то, что Он сделал для нас – ни с чем в этой вселенной несоизмеримо.

В преддверии Великого Поста естественно ожидать добрых плодов от подвигов молитвы и воздержания. Но надо помнить: наши внешние труды – не более, чем занятия в тренировочном зале: настоящая борьба происходит внутри, в самом теле нашей жизни. И когда мы вдруг ощутим, что всё плохо, беспросветно, безнадёжно, будто бы мы остались совсем одни – и нет никакого Бога рядом, ни ответа от Него, ни поддержки – будем вспоминать висящего на Кресте, беспомощного и страдающего до смерти Иисуса Христа, нашего Спасителя и Вдохновителя. Значит, мы идёт правильным путём – значит, нам тоже выпала великая честь оказаться соучастниками в Его страданиях, вкусить хотя бы немного горечи Богооставленности – а это значит, что и для нас Его Воскресение будет действенным, спасительным – и совершенно реальным!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!