Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8 (прот. Павел Великанов)
50-16

Проповедь Христа. XVII в. Москва.

Лк., XVIII, 2-8 о. Павел Великанов

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча Спасителя о неправедном судье – очень утешительна. Иисус приводит образ, хорошо понятный Его современникам. Дело в том, что судопроизводство между евреями, как правило, производилось в суде иудейских старейшин – а герой притчи – это государственный чиновник, не иудей. Таких судей, которые назначались римскими властями, евреи очень не любили, и понятно почему: кому охота честно разбираться в проблемах оккупированного народа – да ещё и без выгоды для самого себя? Поэтому образ судьи – образ однозначно негативный: в народе их прямо называли – «судьи-грабители»: они действительно и Бога еврейского не боялись, потому что были язычниками, и людей не стыдились – потому что их просто презирали.

В Своей речи Спаситель использует традиционный для раввинов риторический приём, позволяющий значительно усилить эмоциональную составляющую назидания: если даже такой, совершенно незаинтересованный человек, не может устоять перед неотступностью вдовы – и вынужден выполнить её просьбу ради собственного покоя и безопасности – то что же можно сказать о Господе Боге? О Боге, для Которого каждый человек – возлюбленный сын – а не презренный чужеземец!

Ключевое слово притчи – неотступность. Спаситель призывает к неотступности в молитве – увязывая напрямую это качество с верой. Казалось бы, тут совершенно нет никакой очевидной связи, скорее, даже наоборот. Разве не думаем мы, что если иметь сильную веру – достаточно один раз помолиться – и получить желаемое? А в сегодняшней притче Христос говорит прямо противоположное: тот, кто неотступен в своей молитве – даже если ничего не получает – свидетельствует о силе и глубине своей веры!

Мы подходим к очень важному моменту – который заключён в последней фразе сегодняшнего чтения, когда Спаситель задаёт риторический вопрос: когда придёт Сын Человеческий – то есть Мессия – найдёт ли он веру на земле? Получается, что Бог не просто так медлит в исполнении наших просьб: для этого у Него есть какие-то достаточно веские основания! И, похоже, для него наша готовность быть усердными, не унывать, когда никакого явного результата молитвы не видно – гораздо важнее самого предмета, о котором мы молимся! Мы видим, как Бог выступает в качестве высокопрофессионального… тренера – который всегда держит своего подопечного в достаточно высоком тонусе – но при этом никогда не задирает планку слишком высоко, чтобы он надорвался.

Что происходит с нами, когда Бог не торопится выполнять наши просьбы? Конечно, мы можем просто обидеться на Бога – что Он такой непослушный – и вредный. И это – вполне возможный вариант. Такая позиция – яркое свидетельство нашего неверия, причём не просто неверия, а потребительского отношения к Господу Богу: для нас Он – не более чем инструмент – в данной ситуации – неработающий и неэффективный. Второй вариант – подождать. Запрос в небо отправлен – надо теперь набраться терпения. Такая позиция – уже лучше: мы разрешаем тем самым Богу действовать так, как Ему – а не нам – удобно.

Но гораздо ближе к идеалу вот какое расположение души – когда человек, даже не получая просимого, усердно молится Богу – и от самой молитвы получает великое утешение и поддержку. В такой ситуации Бог уже не эксплуатируется как универсальная палочка-выручалочка: Он становится подлинным Богом, Творцом и Хозяином всего мироздания. Мы же – веруя, что Его добрые дети – целиком доверяем Ему – что, где и когда сделать нам – и с благодарностью принимаем любой ответ, какой бы ни получили. И даже отсутствие ответа – это тоже для нас – нормальный и приемлемый ответ.

Помоги же нам, Господи, учиться неотступности в молитве – и благодарности за любой ответ, какой бы мы от Тебя ни получили!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!