Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 1-8

01 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

02 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

03 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

04 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?

05 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

06 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

07 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец.

08 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сама история строительства Иерусалимского храма, о котором мы слышали беседу Иисуса и учеников, достойна особого внимания. Это был поистине шедевр архитектуры, о котором раввины говорили: кто не видел Храма – тот не знает, что такое красота. Царь Ирод, для которого строительство этого Храма было не просто делом чести, но важным политическим поступком, подошёл к организации работ поистине с царским размахом. Поскольку руки язычников не могли прикоснуться к священным камням храма в процессе изготовления, он заранее подготовил тысячу священников и десять тысяч ремесленников – чтобы не было недостатка в рабочих руках и специалистах. На завершение всех работ потребовалось более 80 лет – но и результат был потрясающим. Он впитал в себя всё лучшее в мировой культуре той эпохи – и не просто впитал, но и приумножил. Вот почему для любого иудея – включая учеников Христа – Храм был объективным свидетельством благоволения Божия к иудейскому народу и зримым свидетельством Его присутствия. Достаточно было посмотреть на величественный, сияющий золотом и белоснежным мрамором Храм – и любой душе становилось легче.

Представим, насколько больно было слышать ученикам слова Христа о том, что не останется здесь камня на камне, всё будет сровнено с землёй. Даже намёка на былую славу не останется: то, что сегодня называют в Иерусалиме «стена плача» – никакого отношения к собственно храмовым постройкам не имеет – это всего лишь часть опорной стены, появившейся при расширении общей территории строительной площадки. Когда войска Тита вошли в Иерусалим после пятимесячной осады – сам император был в шоке от последствий разрушительных пожаров. Каким бы ни было отношение римлян к иудейской веры, они высоко ценили произведения искусства и не стали бы просто так, ради забавы, разрушать до тла такую небесную красоту. Возникает вопрос: зачем Бог допустил такое целенаправленное уничтожение главной святыни еврейского народа – Иерусалимского храма?

Для иудейского сознания Храм был мощнейшей внутренней опорой, на которой держалась глубинная уверенность евреев в собственной правоте и избранничестве. Эта самоуверенность стала сильнейшим препятствием в отношениях между Богом и евреями: они думали, что Бог – словно «уловлен» храмом, заветом, законом – и едва ли не превратился в их законную «собственность». Но Бога невозможно поймать: с Ним можно только лишь подружиться! И для того, чтобы возобновить Завет, чтобы снова дать возможность начать выстраивать новые, созидательные отношения – Бог допускает осквернение и полное уничтожение храма Своей славы. Он выбивает эту опору – чтобы в состоянии острого кризиса евреи снова захотели найти Живого Бога – а не красивые камни и позолоту.

Как много – порой, излишне много – мы уделяем внимания внешним формам религиозной жизни! Никто не спорит: храмы нужны, и их должно быть достаточное количество. Но никогда не надо забывать: для Бога любой храм – всего лишь камни – ценность которых несоизмерима с ценностью любой человеческой души. И если храм уводит своим великолепием и грандиозностью в сторону от Бога – если в нём трудно молиться, если в нём не дышит легко и свободно благодать Святого Духа – его участь предрешена. Но то, чем живёт храм – целиком зависит от тех, кто этот храм наполняет. То есть – от нас с вами. Будем же всегда помнить, что любой храм – это в первую очередь – дом молитвы – и пусть наши молитвы, горячие и искренние, и будут единственной гарантии его сохранности до скончания века!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!