* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37 (прот. Павел Великанов)
440px-Spas_Loza_Istinnaya_ikona

Лоза Истинная
(Виноградная лоза).

Мк., XII, 28-37 о. Павел Великанов

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Только что Иисус показал несостоятельность хитромудрых построений саддукеев в вопросе о воскресении мёртвых – и как тут было не обрадоваться книжникам, этим давним недругам саддукеев! Наконец-то кто-то показал публично их глупость и наивность! А что же теперь этот действительно Мудрый Учитель ответит на вопрос самих книжников?

Главной работой книжников было толкование закона и разрешение тех противоречий, которые неизбежно возникали. Это порождало такое огромное количество предписаний, в которых простой, необразованный и непосвящённый в тонкости человек, конечно же, разобраться не мог. Поэтому наряду с подробной разработкой каждого в отдельности вопроса в иудаизме была и другое направление: резюмирование самой сути ветхозаветного закона в краткие и ёмкие фразы, афоризмы, которые были бы для большинства своего рода «путеводными звёздами», по которым можно было бы ориентироваться по жизни. Естественно, каждый мудрец считал себя обязанным породить такую яркую и сочную фразу – которая осталась бы навека. Подобные выражения мы встречаем и у пророков – Давида, Исайи, Михея и других. Поэтому нет ничего удивительного в том, что видя, насколько глубока мысль Иисуса, книжники хотят услышать от Него нечто очень и очень мудрое – и одновременно краткое.

Сложно сказать, разочаровал ли их Спаситель или нет: ведь Он всего лишь повторил заповедь, данную некогда Моисею – так называемая «шема» – и добавил заповедь из книги Левит – о любви к ближнему как к самому себе. Но если в первоисточнике речь идёт об единоверцах – евреях – то Иисус вовсе не ограничивает круг «ближних» какими бы то ни было рамками. «Ближний» – как это было показано в притче о милосердном самарянине – это всякий человек, которому ты можешь оказать милость, можешь помочь.

Полное отсутствие желания «соригинальничать», искусственно и вычурно представить авторский афоризм – и в то же время необычайная глубина ответа сразили книжников. Такого простого – и очевидного ответа – они не ожидали. Из сердца один из них отвечает Иисусу – да, Ты – абсолютно прав, нет ничего выше и правильнее, как любить Бога и ближнего. Видя, что в этой реплике нет ни желания польстить, ни стремления подловить на слове – Спаситель говорит книжнику: недалёк ты от Царствия Божия! После этих слов книжники уже не пытаются о чем бы то ни было спрашивать или искушать Христа.

Как часто нам не хватает в жизни этой предельной простоты в общении с друг другом и способности от души, без ненужного умствования доносить другим самое главное, что есть в нашей жизни! Нам есть чему поучиться у книжников: почаще делать своего рода «резюме» наших ценностей – реальных, а не декларируемых – составлять своего роде «кредо» нашей жизни – и быть ему верным. Формально каждый из нас верит вроде бы правильно – а если всмотреться в поступки, мысли, чувства, желания – мы увидим, насколько они бывают далеки от идеала. Вот почему крайне важно учиться актуализировать евангельские заповеди, не допускать, чтобы высокие призывы Христа так и оставались звучащими в пустоту – а касались струн нашей души и извлекали из них наши, собственные, родные нам звуки. Тогда мы научимся их слышать – и, однажды услышав, сохранять как камертон единственно правильного настроения!

В чём да поможет нам Бог!