Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Картина, которую описывает нам евангелист Лука, драматична до предела. Это не просто похороны – что само по себе – уже трагедия. Это ещё и единственный сын у матери. Да и сама мать к тому же – вдова, без каких либо шансов на новую семейную жизнь. Вот почему евангелист и обращает наше внимание на то, что «много народа шло с нею из города». Такому горю не посочувствовать может только совсем бездушный человек.

Согласно закону Моисея, умершего следовало похоронить вскоре после смерти – то есть возможность провести какое-то время рядом с почившим отсутствовала в принципе. Жестоким росчерком пера смерть вычёркивала человека из жизни – и этот пробел начинал кричать во весь голос в душах близких родственников.  Нетрудно догадаться, какие помыслы роились в головах тех, кто шёл в этой погребальной процессии. А что происходило в душе самой матери – просто страшно представить. Всё рухнуло. Последняя, единственная надежда, за которую она держалась – рассыпалась в прах. Жизни больше нет. В таком состоянии люди уже даже не то, чтобы громко и надрывно плачут: они просто несут потерянное и ставшее безликим лицо, по которому небыстрой струёй текут слёзы. Увидев её, Спаситель говорит лишь одно слово: «Не плачь!» Такой призыв не мог не остаться незаметным для окружающих – в силу своей полной абсурдности и неуместности. Как тут не плакать, когда несут твою последнюю надежду похоронить в холодном каменном гробу? Наоборот, любой из нас сказал бы точно противоположное: плачь, плачь больше, надо выплакать всю свою боль и горе, чтобы они не разорвали твою душу безутешной скорбью! «Не плачь» – и после этого призыва Иисус прикасается к одру с юношей, процессия останавливается, никто ничего не понимает, в чем дело. Ведь с точки зрения иудаизма сам факт прикосновения к одру покойного тотчас делало человека нечистым – то есть зачем-то Иисус – сознательно и совершенно произвольно совершил самое тяжёлое ритуальное осквернение – которое дозволялось только самым близким родственникам усопшего. Но Ему-то это зачем – это же совершенно чужие, незнакомые Ему люди?

Процессия замирает. В воздухе повисает тишина. И в этой пустоте звучат слова Иисуса: «Юноша, тебе говорю, встань!» Не молитва о воскрешении, не плач от скорби, не слова утешения – а простые до предела повелительные слова: а ну, вставай давай! К ужасу окружающих мертвец садится – и начинает говорить! Да, конечно, он уже не мертвец, он ожил – Иисус отдаёт его матери – и великий страх накрывает всех, кто был рядом. Такой власти они ещё отродясь не видели!

Зачем надо было Иисусу совершать ритуальное преступление – касаться рукой одра с мертвецом? Конечно, можно предположить, что так было проще всего остановить процессию. Но едва ли только это было главной причиной. В этом глубоко символическом действии нам открывается удивительная истина: для Бога скверн не существует. Нет такого греха, нет такого преступления, нет такой лютой  ненависти или же уничтожающей всех и вся страсти, прикоснуться к которой Бог погнушался бы – чтобы явить Свою силу, Свою власть и любовь. К Нему ничего прилипнуть не может: Он – Свят. И Его любовь в том и проявляется, что Он любит нас безусловно – переступая через нашу человеческую подлость и ограниченность, самодовольство и пустоту – потому, что видит под всей этой грязью ту самую драгоценную жемчужину, которая есть в каждом из нас.

Вот чему и мы должны учиться у нашего Бога и Спасителя: уметь ради блага ближнего прорываться сквозь всё наносное и человеческое к той самой глубине души, на которой всегда отражается Бог!

 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!