Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-

18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;

19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?

23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем чтении об исцелении расслабленного есть несколько важных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Первое – это то, что Иисус уже необычайно популярен. Толпы людей окружают Его, где бы Он ни появился. В Нём видят прежде всего чудотворца, который с лёгкостью может решить давние нерешаемые проблемы.

Второй момент – здесь же, рядом, находятся фарисеи и книжники – они внимательно наблюдают за всем, что происходит. Напряжение уже появилось – но пока ещё не переросло в явную вражду и ненависть. Они понимают, что Иисус – другой, не такой, какими были привычные бродячие проповедники или лже-Мессии. Они видят Его безграничную внутреннюю свободу, они не могут отрицать факты множественных исцелений – но при этом Он никак не вписывается в застрявший в их головах шаблон о долгожданном Мессии.

Третье – это отношение друзей расслабленного к своему приятелю. Мы совершенно ничего о них не знаем. Более того: здесь же, за порогом дома, множество других немощствующих. Почему они решаются на столь дерзкое предприятие – забраться на крышу и в обход всех опустить больного прямо к ногам Иисуса – непонятно. Скорее всего, они понимали, что их никто просто так, расступившись, в дом не пропустит. В одном только можно не сомневаться: если бы ими двигали какие-то ложные, греховные мотивы – Спаситель их не похвалил бы. Ведь в Евангелии прямо сказано: исцеление происходит, когда Иисус «увидел их веру». Здесь не было дерзости, наглости, переступания установленных границ и пределов: это та ситуация, о которой говорится, что в ней любые средства хороши – лишь бы был результат.

А теперь давайте представим себе похожую ситуацию. Некий великий старец где-нибудь, например, в Лавре, принимает людей. К нему идут кто за советом, кто с покаянием, кто с просьбой об исцелении или помощи в борьбе с бесовской одержимостью. Полно народа, не пробиться. Можно простоять целый день – и не попасть. И тут, группа молодых парней, достаёт из карманов шуруповерты, ножовки, другой инструмент – и начинают разбирать стену приёмной снаружи. Оставляя в стороне реакцию окружающих, как должен поступить старец? Ответ предсказуем: он должен прекратить приём и выйти, чтобы выяснить, а что, собственно говоря, происходит? Даже представив себе этого старца предельно кротким и смиренным, едва ли он сможет воздержаться от укоризненного слова к этим наглецам, ради своей нужды разламывающих келью подвижника. Ну не поступают так нормальные люди!

А как же реагирует Христос? Мы не слышим из Его уст ни слова укора. Да, разобрали чужую крышу. Да, пробрались мимо очереди. Да, полное безобразие. И – «прощаются тебе грехи твои». И тут уже находившиеся рядом «духовные вожди» возмутились. «Ну ладно, что этому чудотворцу всё равно, что чужую крышу разобрали – но чтобы Он смел ещё и грехи прощать – это уже слишком!»

Чтобы понять причину такого возмущения, надо вспомнить, как понимались грехи в пространстве Ветхого Завета. Это мы сегодня, начитавшись аскетической литературы и утончив свой духовный вкус до различения помыслов и прилогов тех или иных страстей, с лёгкостью именуем себя грешниками – при том, что в целом ведём вполне благопристойный образ жизни. Для современников Христа грех – это конкретное преступление закона Моисея, с обязательным наказанием. За совершенный грех – в зависимости от его тяжести – наказание было неизбежностью, вплоть до побиения насмерть камнями. Конечно, как и сегодня, так и в те времена грехи могли скрывать – но тогда Сам Бог выступал обличителем, судьёй и мздовоздаятелем. Иудеи не сомневались: любой грех будет наказан. И это – закон мироздания: ненаказанное зло неизбежно превращается в заразительную эпидемию тотальной диктатуры греха.Только облечённый высшей и абсолютной властью Царь может иногда отменить приговор. В случае же с грехом – простить его может только Сам Бог. Но это – исключительные, единичные случаи – которые не могут стать общим правилом. В противном случае система сдерживания греха и зла просто развалится.

Поэтому с их точки зрения если человек сильно страдал, был неизлечимо болен – значит, было за что. Пусть ему будет плохо – таким образом он искупает свои грехи. И в этой ситуации какому-то бродячему проповеднику сказать, что прощаются этому расслабленному все его грехи – нечто из ряда вон выходящее.

Но Спаситель не только «говорит» о прощении – Он, как Сын Божий, действительно может разорвать эту причинно-следственную связь между грехом и наказанием: Он же прощает, Он же и повелевает расслабленному встать и идти домой на своих выздрововевших ногах. Фарисеи входят в глубокий ступор: они не понимают, что происходит. Система рушится. Почва уходит из-под ног.

Они не знают, что сейчас перед ними стоит не нищий проповедник, а Сам Непорочный Агнец, Который вбирает в Себя Самого всю человеческую нечистоту, весь грех, все беззакония – не потому, что Он согрешил, а потому, что Он любит любого человека, в какой бы бездне греха он ни находился. Грех как таковой никуда не исчезает. Просто Христос делает Себя, а не грешника, ответчиком за преступление. Он будет убит на Кресте за грехи всего человечества от его начала и до самого конца. Он, Сильный и Непорочный, взваливает на Себя всё то, что мы натворили – и тем самым избавляет нас от этой непосильной, раздавливающей нас ноши. Он будет распят – но и Он же воскреснет, разорвав рукописание наших грехов, пробив брешь в стене отчуждения между человечеством и Богом.

И теперь у нас, христиан, мотив не грешить – иного плана. Не потому, что Бог накажет и отомстит. Просто мы не хотим снова и снова распинать грехами Того, Кто нас так сильно любит.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!