Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11

Мф., IV, 1-11 о. Павел Великанов
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Искушение Иисуса Христа в пустыне – один из интереснейших эпизодов евангельской истории. Казалось бы: а зачем вообще искушать Богочеловека? Разве Он мог согрешить – даже теоретически? Рождённый бессеменно от Пречистой Девы, озарённый Духом Святым с первых мгновений жизни, засвидетельствованный как Сын Божий во время крещения на Иордане? Где грех – и где Иисус? И здесь мы подходим очень тонкому моменту, необычайно важному для понимания смысла христианской веры.
Иисуса Христа неспроста называют «Новым», или «Вторым Адамом». Его задача – выполнить то, что провалил первый Адам, праотец рода человеческого. Мы хорошо помним из повествования книги Бытия, как это произошло. В райском саду первые люди не устояли перед тройным соблазном: съесть запретный плод, узнать добро и зло и стать как боги. Если перевести этот соблазн на язык святоотеческой аскетики, мы получим искушение чревоугодием, тщеславием и гордыней. Диавол, как мудрейший психолог, подставил такую ловушку первым людям, что они и сами не заметили, как в неё угодили. И теперь задача Иисуса – помочь всем потомкам Адама выбраться из этого капкана греха.
Хорошо отработанная технология соблазна – на протяжение тысячелетий подтвердившая свою эффективность – не нуждается в изменениях. Каждого из нас диавол искушает сначала соблазнами плотскими, потом переходит к душевным, и если мы устоим – начинается брань с духовными искушениями. Приступив к Иисусу, диавол не сомневается в том, что этого – пусть и исключительного по своим способностям человека – ему также удастся сломить и подчинить себе. Поэтому и ставки повышаются до предела: простому человеку не стал бы диавол предлагать камни превращать в хлебы, бросаться вниз с головокружительной высоты, или поклоняться самому диаволу ради всемирной власти. Но не тут-то было: на каждое предложение диавола следует ответ из Писания, которым словно бронёй Иисус закрывается от проникновения искушения.
Так зачем все же необходимо было, чтобы Христос был искушён – причем столь интенсивно? Ответ мы находим в послании апостола Павла к Евреям: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Если бы безгрешная человеческая природа Христа осталась без искушений – совершенно таких же, каким подвергается всякий простой человек – Он не оказался бы полноценно включённым в человеческую жизнь. Ребёнок, воспитанный в элитной школе, никогда не видевший ни чужой боли, ни нищеты, ни злобы, ни насилия – столкнувшись однажды с этой негативной стороной жизни, растеряется и не будет понимать, как поступать, как жить дальше с этим. Я вспоминаю случай, когда на одной телепередаче, посвящённой детям-беспризорникам, на пафосную речь одного крупного политика, десятилетний мальчик ответил – прямо смотря ему в глаза: «А ты жил под платформой на вокзале хотя бы полгода?» – «Нет!» – только и смог выдавить из себя ошалевший от такой наглости депутат. «Ну тогда ты ничего о жизни не знаешь!» – решительно поставил свой диагноз беспризорник. Тот, кто не находился в чужой «шкуре» – никогда не сможет понять, каково это – не иметь ни дома, ни еды, и быть в постоянном страхе от опасности быть обнаруженным, обворованным, униженным. И этому невозможно научиться ни из книжек, ни на университетской скамье.
Тем более это относится ко Христу Спасителю – Который, будучи чужд греха как такового, должен был привить человеческой природе сильнейший антидот к любому греху. Возможно, здесь можно привести сравнение с иммунной системой: нахождение в совершенно стерильной обстановке, как это хорошо известно иммунологам, её дезориентирует и ослабляет. Проходя не теоретически, не со стороны, а изнутри, путём обычного человека – Христос прививает человечеству уникальный навык, которого был чужд мир после грехопадения: не поддаваться соблазнам, уметь им противостоять, действенно сопротивляться манящему греху.
И теперь у нас, христиан, есть два мощных инструмента, благодаря которым никакое дьявольское искушение уже не страшно. Это, прежде всего, Сам Христос – победивший соблазны – Которого мы принимаем в Таинстве Причащения и тем самым приобщаемся к Его умению не поддаваться греху. И второе – Священное Писание, которым мы вполне можем отбивать навязчивые греховные помыслы, какими бы наглыми и раздутыми они ни представлялись.
Помоги же нам, Господи, учиться у Тебя стойкости и мудрости в уклонении от всего дурного!