Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Исторически так сложилось, что большинство граждан нашей страны крещены, хотя далеко не все живут хоть сколько нибудь православной, церковной жизнью. При этом, если мы поинтересуемся у людей, что для них значит крещение - мы услышим, что дает здоровье или, что теперь у человека есть ангел хранитель, или даже, что теперь Бог знает, что такой человек есть. Во всем этом, обывательском понимании, мы слышим, что крещение что-то дает, гарантирует, что от него надо чего-то ждать...

Конечно, совершенно не так крещение понимается с богословской точки зрения. Причем не только сейчас, но и всегда, с глубокой древности. И хотя христианское крещение и крещение, которым крести Иоанн Креститель имело разное значение, одна общая черта, кроме внешнего сходства у них была: не человек требовал чего бы то ни было от крещения, не человек ждал гарантий... Нет. Крещение обязывало человека к новой жизни, оно требовало гарантий от него. Обещание новой жизни, пусть в Иоанном Крещении оно и было лишь психологической настроенностью, даже в такой форме оказывалось очень важным. Человек понимал, что Богу нельзя ставить условий, с Ним нельзя торговаться, потому что Он Творец, Он сама Святость и праведность... И прежде чем ждать от Него чего-то надо измениться самому...

Именно это и значило "крещение покаяния", к которому призывал Иоанн Креститель. Он звал людей к водам Иордана, чтобы они, омываясь в его водах, каялись и желали исправиться. Аналогия самая прямая - как грязные руки человек моет для того, чтобы они стали чище, так и воде ритуального омовения он подходил как к символу того, что может его очистить. Пусть хотя бы эмоционально, хотя бы на уровне намерений...

И вот к Иоанну приходит Христос. Приходит для того, чтобы креститься, т.е. участвовать в том, в чем по определению должны участвовать лишь грешники. Видя внешнюю неправильность этого намерения, Иоанн справедливо замечает, что Он, праведник, не нуждается в крещении как грешник. И даже более того, должен крестить самого Иоанна.

Однако Христос настаивает, говоря: "так надлежит исполнить нам всякую правду". Т.е. исполнить то, что должно.

Что же было должно и почему Христу важно пройти через это крещение?

Мы помним, что Христос как Бог приходит для того, чтобы освободить человека от рабства греху. Однако приходит не как начальник и властитель... не желает силой заставлять человека жить праведно, понимая цену такой насильной добродетели... но желает любовью и примером показать ценность праведности и жизни с Богом. Для этого, чтобы не давить авторитетом и властью, Он приходит в образе раба, в образе странника, которому негде преклонить голову...

И вот в эту воду, в которой все символически смывали свои грехи, Он безгрешный опускается для того, чтобы взять их на себя, чтобы бессилие людей не могущих исполнять правду Божию, восстановить своей силой и исполнить всякую правду, перед их лицом явить истинное послушание Воле Отчей. И мы знаем, что это взятое на себя послушание Он исполнил даже до смерти и смерти крестной.

Но это послушание не осталось только Его послушанием, потому что войдя в реальность нашей человеческой смерти, Он воскрес и дал нам свободу приближаться к Его послушанию, быть послушными Отцу с Ним и в Нем. Христос возлюбленный Сын Отчий, делает и нас сродными Себе, чтобы и в нас, в нашей жизни совершалась благая и премудрая воля Отца Небесного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!