Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17 (иером. Феоктист Игумнов)
Brooklyn_Museum_-_The_Tribute_Money_(Le_denier_de_César)_-_James_Tissot

Кесарю кесарево. Рисунок Джеймса Тиссо.

Мк., XII, 13-17 о.Феоктист Игумнов

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Первая книга Священного Писания, Бытие, доносит до нас слова патриарха Иакова, которые он произнёс благословляя своего четвёртого сына Иуду: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель и Ему покорность народов». Эти слова праотца Иакова во все времена понимались как пророчество о грядущем Мессии. Из слов Иакова можно сделать, как минимум, два важных вывода. Во-первых, Христос будет потомком Иуды, а во-вторых, Мессия уничтожит грех как основную причину разделения людей друг с другом и людей с Богом, Мессия будет Примирителем. Довольно сложно соотнести эти слова патриарха Иакова со словами Самого Христа, Который сказал, что пришёл принести на землю не мир, а меч, что Он «пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее». Сегодняшний евангельский отрывок очень наглядно показывает, каким образом Мессия может в одно и то же время примирять и разделять. С вопросом к Нему подошли люди, которые совершенно по-разному смотрели на жизнь: фарисеи и иродиане. Последние составляли собой политическую партию приверженцев Ирода, идумейского князя, вследствие римского вмешательства ставшего иудейским царём. К религиозной жизни иудейского народа они не имели почти никакого отношения, если не считать их презрения к закону Моисея. Жизненные позиции фарисеев и иродиан были настолько различными, что об этих двух группах людей можно говорить как о непримиримых врагах. Но желание подловить Христа в слове и погубить Его смогло их объединить. Составленный ими хитроумный вопрос должен был поставить Христа в тупик, потому что этот вопрос не подразумевал иного ответа, кроме простого «да» или «нет». Подать, то есть налог, кесарю можно либо давать, либо нет. Если Христос говорит, что подать давать можно, то тем самым Он подпадает под обвинение в лояльности к римской оккупационной власти, если же Он отвечает, что платить налог Риму нельзя, то Его относят к политическим противникам императора. В первом случае от Христа отвернулись бы все правоверные иудеи, Он стал бы для них таким же врагом, каким были римские власти, во втором же случае Его можно было бы предать суду не по вымышленному, а по реальному обвинению в государственной измене. Просто, ясно, понятно Спаситель решил этот хитроумный вопрос. Это был поистине Божественный ответ. В его необычайно простой форме заключалась в то же время глубокая мудрость и содержание. Дан был основной христианский принцип, который уясняет область чрезвычайно сложных, запутанных отношений гражданской жизни. Был дан ответ на вопрос об отношении к государственной власти. Ответ этот не только не заключал в себе ничего незаконного, что давало бы возможность основать на нем хоть какое-нибудь обвинение перед судом римской власти, не только не ронял авторитет Спасителя в глазах иудеев, но можно думать, что он удовлетворил всех окружающих, несмотря на разницу их убеждений и взглядов. Ответ Христа примирил спорщиков между собой в ещё большей степени, чем желание уничтожить Спасителя. И в этом смысле Христос есть Примиритель, Его слова уничтожают все существующие земные споры и разногласия. Но есть условие, которое должно быть выполнено для того, чтобы слова Христа оказали примиряющее действие: приходя ко Христу, приходя к Его Церкви человек должен совершенно оставить лукавство и лицемерие, человек должен быть искренен. В противном же случае, слова Христа станут камнем преткновения, станут мечом, разделят человека в самом себе и противопоставят его окружающим, лишат человека простой человеческой логики, озлобят его. Помоги же нам, Господи, истребить всякий намёк на двоедушие и лукавство в отношении к Тебе!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!