Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12

01 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

02 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

03 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

04 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

05 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

06 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

07 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

08 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

09 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12 протоиерей Павел Великанов

Magi-rembrandt

Картина Рембрандта "Поклонение Волхвов"

Мф., II, 1-12 

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как свидетельствуют не только иудейские, но и римские историки, накануне Рождества Христова в народах, населявших Средиземноморье, витало ощущение приближения какого-то очень важного события. Вергилий пишет Мессианскую эклогу о грядущих золотых днях. Императору Августу воздают почести как спасителю мира. Иосиф Флавий пишет о всеобщем убеждении, что «некто станет царём земли». Поэтому нет ничего удивительного в том, когда в Иерусалиме появились волхвы с вопросом – где недавно родившийся Царь Иудейский – этот вопрос встревожил весь город. Неужели всё-таки дождались? Но совсем иные переживания появились у Ирода Великого – жёсткого администратора, бесконечно подозрительного даже к самым близким людям. Недаром о нём, убившем свою жену Мариамну, её мать, троих собственных сыновей – римский император Август говорил: лучше быть свиньёй Ирода, нежели чем его сыном – просто безопасней. Решив использовать волхвов в качестве бесплатных осведомителей, он отправляет их в Вифлеем, чтобы они нашли Новорождённого Царя и сообщили ему, а он сам придёт и воздаст Ему достойные почести. На самом же деле Ирод собирался устранить потенциального соперника.

Не будем повторять евангельскую историю о том, как волхвы, ведомые звездой, нашли Святое Семейство. Как им было открыто не возвращаться в Иерусалим, дабы не оказаться невольными предателями Богомладенца. Задумаемся лучше вот о чём. В мир приходит Бог – в человеческом теле, как Царь и Господин. Мир предвкушает это пришествие, он жаждет Мессию. Все устали от неопределённости, нестабильности, бесконечных и безуспешных восстаний против римской власти. Но Богу приходится входить в нашу земную реальность скрытно, непублично: лишь только немногие избранники удостоились стать свидетелями появления на свет Богомладенца. Казалось бы, что мешало Богу обставить рождение Своего Возлюбленного Сына так торжественно и пышно, чтобы все поняли, и даже Ирода бы проняло: с Иисусом действительно Сам Господь Бог, Ему бессмысленно противиться. Но почему-то Бог избирает совершенно иной путь: скромный, малозаметный, в пещере со скотом, а не в царских палатах, вместе с пастухами, не с царедворцами и придворными. И здесь открывается удивительная черта нашего Бога: Его безграничная скромность. Он не хочет никому Себя навязывать. Вот почему Он и приходит под завесой самой обычной человеческой плоти. Наш Спаситель не выделялся из ряда обычных людей тех мест: в Нём не было ни особо большого роста, ни каких-то исключительных физических способностей, ни чарующей любой взор неописуемой красоты лица. Его трудно было распознать среди толпы простых иудеев – благодаря этому Он неоднократно мог спокойно смешаться с толпой и уйти, когда фарисеи были уже готовы Его просто растерзать за обличительные слова.

Но для того, кто хотел вслушаться в речи Иисуса, кто непредвзято наблюдал за тем, что и как Он делал – становилось очевидно: это – вовсе не обычный человек. У каждого из нас есть опыт, когда человек, ранее нами ничем не выделяемый, вдруг открывается какой-то особой стороной – и мы словно начинаем заглядывать в неожиданно приоткрывшиеся глубины его души, и понимаем: он – гораздо интереснее и сложнее, нежели чем мы были склонны считать ранее. И чаще всего чем глубже и богаче человек – тем менее он склонен декларировать вовне скрытые внутри его сердца сокровища. Богу, пришедшему во плоти, тем более не надо было завоёвывать чьи-то сердца. Тот, у кого сохранялось хотя бы малое чувство Божественного, легко мог распознать в Иисусе пришедшего спасти мир Мессию. Без всякой рекламы, пиара и продвижения в народные массы. Ненавязчивость – вот какое удивительное свойство Бога открыл родившийся Христос!

Сегодня Бог приходит в мир как немощный, беззащитный Младенец. Скоро Он вырастет в мальчика, потом – юношу, затем, возмужав, отправится на проповедь, которая перебудоражит всю Иудейскую землю, за что в итоге и пригвоздят Его на Крест. Будет и отчаяние учеников, и бездонная скорбь Его Матери – будет и Славное Тридневное Воскресение. Но обо всём этом пока ещё никто не знает: все смотрят умилённо на милого младенца – и даже не предполагают, какая суровая судьба Его ждёт.

Рождество – один из самых радостных праздников в году. Но не будем забывать, дорогие братья и сёстры, какой ценой досталось Богу наше спасение: и в самом радостном состоянии этих дней пусть будет хотя бы немного тихой благодарности нашему Богу за то, что Ему ничего для нас не жалко!

Картина Рембрандта "Поклонение Волхвов"

Мф., II, 1-12 

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как свидетельствуют не только иудейские, но и римские историки, накануне Рождества Христова в народах, населявших Средиземноморье, витало ощущение приближения какого-то очень важного события. Вергилий пишет Мессианскую эклогу о грядущих золотых днях. Императору Августу воздают почести как спасителю мира. Иосиф Флавий пишет о всеобщем убеждении, что «некто станет царём земли». Поэтому нет ничего удивительного в том, когда в Иерусалиме появились волхвы с вопросом – где недавно родившийся Царь Иудейский – этот вопрос встревожил весь город. Неужели всё-таки дождались? Но совсем иные переживания появились у Ирода Великого – жёсткого администратора, бесконечно подозрительного даже к самым близким людям. Недаром о нём, убившем свою жену Мариамну, её мать, троих собственных сыновей – римский император Август говорил: лучше быть свиньёй Ирода, нежели чем его сыном – просто безопасней. Решив использовать волхвов в качестве бесплатных осведомителей, он отправляет их в Вифлеем, чтобы они нашли Новорождённого Царя и сообщили ему, а он сам придёт и воздаст Ему достойные почести. На самом же деле Ирод собирался устранить потенциального соперника.

Не будем повторять евангельскую историю о том, как волхвы, ведомые звездой, нашли Святое Семейство. Как им было открыто не возвращаться в Иерусалим, дабы не оказаться невольными предателями Богомладенца. Задумаемся лучше вот о чём. В мир приходит Бог – в человеческом теле, как Царь и Господин. Мир предвкушает это пришествие, он жаждет Мессию. Все устали от неопределённости, нестабильности, бесконечных и безуспешных восстаний против римской власти. Но Богу приходится входить в нашу земную реальность скрытно, непублично: лишь только немногие избранники удостоились стать свидетелями появления на свет Богомладенца. Казалось бы, что мешало Богу обставить рождение Своего Возлюбленного Сына так торжественно и пышно, чтобы все поняли, и даже Ирода бы проняло: с Иисусом действительно Сам Господь Бог, Ему бессмысленно противиться. Но почему-то Бог избирает совершенно иной путь: скромный, малозаметный, в пещере со скотом, а не в царских палатах, вместе с пастухами, не с царедворцами и придворными. И здесь открывается удивительная черта нашего Бога: Его безграничная скромность. Он не хочет никому Себя навязывать. Вот почему Он и приходит под завесой самой обычной человеческой плоти. Наш Спаситель не выделялся из ряда обычных людей тех мест: в Нём не было ни особо большого роста, ни каких-то исключительных физических способностей, ни чарующей любой взор неописуемой красоты лица. Его трудно было распознать среди толпы простых иудеев – благодаря этому Он неоднократно мог спокойно смешаться с толпой и уйти, когда фарисеи были уже готовы Его просто растерзать за обличительные слова.

Но для того, кто хотел вслушаться в речи Иисуса, кто непредвзято наблюдал за тем, что и как Он делал – становилось очевидно: это – вовсе не обычный человек. У каждого из нас есть опыт, когда человек, ранее нами ничем не выделяемый, вдруг открывается какой-то особой стороной – и мы словно начинаем заглядывать в неожиданно приоткрывшиеся глубины его души, и понимаем: он – гораздо интереснее и сложнее, нежели чем мы были склонны считать ранее. И чаще всего чем глубже и богаче человек – тем менее он склонен декларировать вовне скрытые внутри его сердца сокровища. Богу, пришедшему во плоти, тем более не надо было завоёвывать чьи-то сердца. Тот, у кого сохранялось хотя бы малое чувство Божественного, легко мог распознать в Иисусе пришедшего спасти мир Мессию. Без всякой рекламы, пиара и продвижения в народные массы. Ненавязчивость – вот какое удивительное свойство Бога открыл родившийся Христос!

Сегодня Бог приходит в мир как немощный, беззащитный Младенец. Скоро Он вырастет в мальчика, потом – юношу, затем, возмужав, отправится на проповедь, которая перебудоражит всю Иудейскую землю, за что в итоге и пригвоздят Его на Крест. Будет и отчаяние учеников, и бездонная скорбь Его Матери – будет и Славное Тридневное Воскресение. Но обо всём этом пока ещё никто не знает: все смотрят умилённо на милого младенца – и даже не предполагают, какая суровая судьба Его ждёт.

Рождество – один из самых радостных праздников в году. Но не будем забывать, дорогие братья и сёстры, какой ценой досталось Богу наше спасение: и в самом радостном состоянии этих дней пусть будет хотя бы немного тихой благодарности нашему Богу за то, что Ему ничего для нас не жалко!

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.