Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12


Картина Рембрандта "Поклонение Волхвов"
Мф., II, 1-12
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Как свидетельствуют не только иудейские, но и римские историки, накануне Рождества Христова в народах, населявших Средиземноморье, витало ощущение приближения какого-то очень важного события. Вергилий пишет Мессианскую эклогу о грядущих золотых днях. Императору Августу воздают почести как спасителю мира. Иосиф Флавий пишет о всеобщем убеждении, что «некто станет царём земли». Поэтому нет ничего удивительного в том, когда в Иерусалиме появились волхвы с вопросом – где недавно родившийся Царь Иудейский – этот вопрос встревожил весь город. Неужели всё-таки дождались? Но совсем иные переживания появились у Ирода Великого – жёсткого администратора, бесконечно подозрительного даже к самым близким людям. Недаром о нём, убившем свою жену Мариамну, её мать, троих собственных сыновей – римский император Август говорил: лучше быть свиньёй Ирода, нежели чем его сыном – просто безопасней. Решив использовать волхвов в качестве бесплатных осведомителей, он отправляет их в Вифлеем, чтобы они нашли Новорождённого Царя и сообщили ему, а он сам придёт и воздаст Ему достойные почести. На самом же деле Ирод собирался устранить потенциального соперника.
Не будем повторять евангельскую историю о том, как волхвы, ведомые звездой, нашли Святое Семейство. Как им было открыто не возвращаться в Иерусалим, дабы не оказаться невольными предателями Богомладенца. Задумаемся лучше вот о чём. В мир приходит Бог – в человеческом теле, как Царь и Господин. Мир предвкушает это пришествие, он жаждет Мессию. Все устали от неопределённости, нестабильности, бесконечных и безуспешных восстаний против римской власти. Но Богу приходится входить в нашу земную реальность скрытно, непублично: лишь только немногие избранники удостоились стать свидетелями появления на свет Богомладенца. Казалось бы, что мешало Богу обставить рождение Своего Возлюбленного Сына так торжественно и пышно, чтобы все поняли, и даже Ирода бы проняло: с Иисусом действительно Сам Господь Бог, Ему бессмысленно противиться. Но почему-то Бог избирает совершенно иной путь: скромный, малозаметный, в пещере со скотом, а не в царских палатах, вместе с пастухами, не с царедворцами и придворными. И здесь открывается удивительная черта нашего Бога: Его безграничная скромность. Он не хочет никому Себя навязывать. Вот почему Он и приходит под завесой самой обычной человеческой плоти. Наш Спаситель не выделялся из ряда обычных людей тех мест: в Нём не было ни особо большого роста, ни каких-то исключительных физических способностей, ни чарующей любой взор неописуемой красоты лица. Его трудно было распознать среди толпы простых иудеев – благодаря этому Он неоднократно мог спокойно смешаться с толпой и уйти, когда фарисеи были уже готовы Его просто растерзать за обличительные слова.
Но для того, кто хотел вслушаться в речи Иисуса, кто непредвзято наблюдал за тем, что и как Он делал – становилось очевидно: это – вовсе не обычный человек. У каждого из нас есть опыт, когда человек, ранее нами ничем не выделяемый, вдруг открывается какой-то особой стороной – и мы словно начинаем заглядывать в неожиданно приоткрывшиеся глубины его души, и понимаем: он – гораздо интереснее и сложнее, нежели чем мы были склонны считать ранее. И чаще всего чем глубже и богаче человек – тем менее он склонен декларировать вовне скрытые внутри его сердца сокровища. Богу, пришедшему во плоти, тем более не надо было завоёвывать чьи-то сердца. Тот, у кого сохранялось хотя бы малое чувство Божественного, легко мог распознать в Иисусе пришедшего спасти мир Мессию. Без всякой рекламы, пиара и продвижения в народные массы. Ненавязчивость – вот какое удивительное свойство Бога открыл родившийся Христос!
Сегодня Бог приходит в мир как немощный, беззащитный Младенец. Скоро Он вырастет в мальчика, потом – юношу, затем, возмужав, отправится на проповедь, которая перебудоражит всю Иудейскую землю, за что в итоге и пригвоздят Его на Крест. Будет и отчаяние учеников, и бездонная скорбь Его Матери – будет и Славное Тридневное Воскресение. Но обо всём этом пока ещё никто не знает: все смотрят умилённо на милого младенца – и даже не предполагают, какая суровая судьба Его ждёт.
Рождество – один из самых радостных праздников в году. Но не будем забывать, дорогие братья и сёстры, какой ценой досталось Богу наше спасение: и в самом радостном состоянии этих дней пусть будет хотя бы немного тихой благодарности нашему Богу за то, что Ему ничего для нас не жалко!