Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Один из трогательных эпизодов Евангелия – это сцена, только что описанная евангелистом Марком. Матери приносят своих детей к Иисусу – по обычаю – чтобы через близкого к Богу человека и на их чад сошло благословение. Можно предположить, почему учеников это раздражало: они относились к такому естественному материнскому желанию как к чему-то слишком примитивному, недуховному, невозвышенному. Этот глубинный материнский семейный эгоизм в их головах контрастировал с высокими нравственными призывами Иисуса, Его словами о самоотречении, о несении креста, о необходимости отдать Свою жизнь ради других. И тут – эти несносные мамаши, которые кроме блага своих отпрысков ничего другого и видеть не хотят. Ну и сидели бы там, в сторонке, не мешая и не досаждая и без того утомленному Учителю.

Редкий случай, когда Спаситель негодует – то есть с праведным гневом реагирует на ситуацию. Это для учеников дети – недочеловеки, а для Иисуса – посланники иного Царства, нездешнего, осколки былого рая, всё ещё не утратившего свою красоту и очарование. Более того: Иисус ставит этих малых детей в пример всем своим слушателям, причем ставит очень категорично: кто не пример Царства Божия как эти дети, в простоте, доверии и непосредственности, тот не сможет попасть в него. Под словом «принять» имеется в виду не просто какое-то общее согласие, но совершенно конкретное подчинение, согласие с правилами. Когда мы «принимаем» какое-то распоряжение, тем самым мы берём на себя обязательства его исполнять. Когда ребёнок «принимает» родителей, он их слушается. Не потому, что чем-то вынужден, или их смертельно боится. Он доверяет им и любит – потому что уже имеет определённый опыт изначальной родительской любви. Ему есть на что опереться – и двигаться дальше.

Одной из тупиковых ветвей духовного возрастания в вере является «вера от ума», не подтверждённая опытным переживанием. Можно достаточно быстро понять, что такое – православный уклад жизни, выучить правила поведения в храме, понять, что говорить на исповеди и как вычитывать молитвенное правило – и застрять в этом на десятилетия. Это успешно состоявшееся «встраивание в церковную систему» вовсе не означает уже свершившейся встречи со Христом в жизни. Более того: можно влюбиться в этот богатый церковный антураж и отождествить его с Богом; подменить Живого и Сущего Бога внешними формами – какими бы святыми и благочестивыми они ни были. Психологически это можно очень легко объяснить. Есть определенное количество людей, которые получают удовольствие от приобретения различных художественных принадлежностей – кистей, красок, дорогих сортов акварельной бумаги – и дома всё это иногда используют для своего хобби. Но этим на самом деле – не живут. Всё лежит на своих местах, чистенько, аккуратненько. Любо-дорого посмотреть! Да и сам любитель – с приподнятым настроением расскажет, какую новую игрушку для своего увлечения он недавно приобрёл! А придешь в мастерскую к настоящему художнику – профессионалу – совсем другой расклад. Краски – не пойми где, что-то засохло, что-то еле наскребает для работы, ругая сам себя, что забыл вовремя купить. Сказать, что творческий беспорядок – так это будет слишком большой комплимент. Да и сам маэстро – то ли в депрессии, то ли в очередной творческой стагнации. Или с безумными от вдохновения глазами ждёт-недождётся, когда же наконец его оставит нежданный посетитель – чтобы остаться наедине с незавершённым произведением. Но зато когда посмотришь, каков плод первого – самодовольного дилетанта – и второго – вечно недовольного и мрачного профессионала – как говорится, разница налицо.

Похожее может происходить и в духовной жизни. Неважно, каков внешний церковный антураж нашей жизни, сколько иконочек в иконостасе и насколько гарантированно свят в глазах православной общественности наш духовник. Гораздо важнее та искренняя увлечённость Христом – как у малых детей – только имея которую и можно прорваться сквозь наши человеческие условности в Царство Того, для кого дети – главные друзья и помощники!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!