Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 5-7, 10-11, 20-24 (прот. Павел Великанов)

Hristos_s_Apostolami_Siyskoe_EvangelieЕвангелие от Луки, Глава 21, стихи 5-7, 10-11, 20-24.

5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ещё один яркий эпизод евангельской истории мы только что слышали. Иисус вместе с учениками находятся на Елеонской горе, откуда открывается вид на Храмовую гору, где и возвышался сияющий мрамором и золотом Храм. Великолепие храма не только вдохновляло иудеев; даже язычники испытывали священный трепет при взгляде на него. Говоря Учителю о том, насколько же красив храм, ученики ожидали услышать поддержку своим словам со стороны Иисуса. Для самих апостолов это было одной из форм самоутверждения, поддержки характерной всему ветхозаветному иудейству мысли об исключительности еврейского народа как народа богоизбранного. Указывая на Храм как очевидное свидетельство Божьего благоволения, ученики как бы спрашивали Иисуса: Бог ведь с нами, правда? Храм – это же явное подтверждение, что с нами Бог, да?

Ответ Христа – суров, если не сказать большего – жесток. Ему говорят про дорогой камень и золото – а Он отвечает, что камня на камне здесь скоро не останется. Всё будет уничтожено и буквально стёрто в прах. На глазах самих же восторгающихся этим кажущимся вечным благолепием. Но в сознании учеников гибель Иерусалима была неразрывно связана с концом времён: ведь именно здесь, как были уверены иудеи, находится средоточие мироздания, главная артерия, питающая жизнь всего бытия. Не станет Храма – рухнет и вся вселенная. Естественно, учеников интересует, по каким признакам можно будет понять, что всё, подошли уже к последнему рубежу. Снисходя к их представлениям, Спаситель рассказывает им об этих знаках: войны, моры, знамения с неба, осада Иерусалима. Но вместе с предсказаниями, Иисус даёт совершенно конкретный совет: как только всё это увидите, бегите вон из Иерусалима, не пытайтесь переждать и отсидеться в городе: всё, он обречён на уничтожение. Когда в 70 году войска Тита окружили Иерусалим, христиане вспомнили эти слова Христа и действительно ушли из города – что спасло им жизнь. При этом иудеи, будучи абсолютно уверены, что Бог их защитит и не даст римлянам осквернить храм – были жестоко уничтожены, как пишет Иосиф Флавий, в городе погибло более миллиона человек.

Конечно, ученики ещё не могли вместить, что сейчас, рядом с ними – настоящий Храм Божества – только не рукотворенный, не из камней, дерева и золота, а из живого человеческого тела. И когда этот Храм будет прибит ко Кресту, когда Его покинет живая душа Иисуса – чтобы вернуться на третий день и воскресить уже в новом качестве – Иерусалимский храм станет всего лишь пустым и бездушным музеем былой славы иудаизма. «Вот, оставляется дом ваш пуст!» – эти слова были сказаны Богочеловеком именно об Иерусалимском храме, который для любого иудея был зримым символом присутствия Бога в еврейском народе.

Апостол Павел в своих посланиях неоднократно напоминает христианам, что каждый из них – храм Святого Духа – если только не прогоняет Его своими поступками. Какими бы величественными и благолепными ни были наши рукотворные храмы, сколько бы святынь в них не находилось – но Живой Бог туда приходит только с живыми людьми, носителями Духа. Невозможно Бога «упрятать» во что бы то ни было – кроме как живой человеческой души, которая единственная во всей вселенной способна к непосредственному общению с Всевышним. И там, где эти маленькие островки Божествнного Света соединяются вместе – там и образуется Церковь как Тело Христа.

Вот к чему и призывает нас сегодняшнее чтение: дорожить не внешними священными предметами, а друг другом: ведь без живой веры каждого из нас даже самый богатый украшениями и святынями храм – всего лишь музей когда-то жившей в нём благодати!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!