* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 31-34 (Иером. Феоктист Игумнов)
465px-Synaxis_of_the_Twelve_Apostles_02

Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век).

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 31-34.

31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Мужество бывает разным. К примеру, человек может совершенно неожиданно столкнуться с внештатной ситуацией, с чужой бедой и опасностью и не раздумывая без малейшего колебания и расчёта броситься на помощь. И этот поступок будет проявлением мужества. Но есть и мужество иного рода, когда человек осознает то, что ему угрожает, когда у него есть время всё взвесить и есть возможность уклониться от опасности, но при всём при этом он выбирает прямой путь и идёт на встречу очевидной и неминуемой опасности. Очевидно, что это второе, холодное мужество выше горячего внезапного порыва, хотя и порыв достоин похвалы и подражания. Многие способны на героический поступок под влиянием минутного порыва, но лишь человек беспримерной храбрости может идти навстречу ожидающей его опасности, которую он мог бы избежать, повернув назад. Господь Иисус Христос прекрасно осознавал, что ждёт Его впереди. У него не было никаких иллюзий относительно окончания Своего земного пути. При этом у Него было достаточно времени, чтобы всё взвесить и принять решение. У Него было достаточно возможностей уйти от опасности, сохранить Свою жизнь. Даже в том случае, если бы Христос Спаситель не сделал ничего больше, Его мужество способно было бы поставить Его в один ряд с величайшими героическими фигурами мировой истории. Зная неоднократные предупреждения о том, что должно произойти со Христом в Иерусалиме, можно отчасти удивляться, почему крест, на котором Он умер, явился для Его учеников такой потрясающей неожиданностью. Дело в том, что они просто не могли понять того, что Он им говорил. Несмотря на все слова Христа, на все детальные разъяснения, Его ближайшие ученики не могли расстаться с общеиудейским представлением о Мессии как о непобедимом Царе и они до последней минуты цеплялись за надежду, что в Иерусалиме Христос применит всю Свою власть и силу, предстанет во всем Своём величии, победит и уничтожит всех Своих врагов. Христовы ученики не понимали, что победить можно не только путём физического воздействия, а уничтожить можно не только через убийство. Пример побеждённого и уничтоженного Савла, который превратился в первоверховного апостола Павла, ещё не был им известен, а пример побеждённого и уничтоженного сборщика налогов Левия, ставшего апостолом и евангелистом Матфеем хотя был перед глазами, но ускользал от их внимания.

Сегодняшнее евангельское чтение не несёт в себе какого-либо прямого поучения, но его краткое историческое повествование содержит в себе предупреждение всем тем, кто его слышит или читает. Человеческий ум имеет тенденцию обращать внимание только на то, что ему хочется. И истолковывать информацию в нужном для себя ключе. Никто так не ослеплён как тот, что не хочет видеть. В глубине сердца нам хотелось бы думать, будто неприятная истина — вовсе и не сбудется, а то, что нежелательно вовсе не осуществится. И мы должны всегда бороться с желанием слышать лишь то, что хотим слышать и с желанием выбирать из текста Священного Писания лишь те места, которые нам понятны и приятны, закрывая уши для тех мест, которые понуждают изменить свою жизнь и измениться самим. Сегодняшний евангельский отрывок учит нас быть внимательными ко всякому, даже самому краткому слову Спасителя нашего и Бога.