* Поделиться
Читает и комментирует
Spas_Vsederzhitel_Feofan_Grek_Novgorod (1)

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 г.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13.

9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Не секрет, что Библия стала источником многих крылатых выражений. Большинство из них мы употребляем не задумываясь об источнике и первоначальном смысле. Многие из них давно не несут собственно религиозного содержания и воспринимаются нами как народная мудрость.

Начало сегодняшнего чтения то же звучит очень знакомо: просите и дано будет вам, ищите и найдете…  Эти слова, сказанные о настойчивости в молитве, о терпении на пути спасения, сегодня можно услышать как простой житейский совет, как призыв к тому, чтобы идти к своему счастью.

Однако, измениться может значение не только отдельных слов, весь призыв Христа может быть воспринят в свете вполне мирских ценностей.

Все дело в том, сама вера, как особые взаимоотношения с Богом, может быть разной: философской, фанатичной, живой евангельской, или потребительской. Причем разница часто не в идейном содержании, а в том, что вера по-разному проявляется в жизни. Человек, который любит Христа и соблюдает Его заповеди старается жить по Евангелию. Тот же, кто заповедями не интересуется, но приходит к Богу, только для того чтобы нечто от него получить – живет как потребитель. И если в жизни людям не нравится, когда окружающие их используют, стоит понять, что быть потребителем и обращаться к Богу только при необходимости – не лучший способ верить.

Часто люди приходят в храм только испытывая в чем-то нужду. Кому-то может показаться, что это плохо… Но на самом деле Бог ценит любого человека, по какой бы причине он ни пришел. Главная проблема не в том, по какой причине человек пришел, а в том, сумел ли он вырасти над этой причиной, нашел ли в себе силы возвыситься над потреблением и увидеть в Боге любящего отца, а не просто того, кто исполняет желания.

Дело в том, что самая главная опасность такой подмены заключается как раз в том, что Бог как Отец, заботится о нас как о детях. Как любой земной отец, Он знает, что дети часто по незнанию или неспособности продумать все следствия, могут в своих просьбах стремиться к вещам опасным и вредным. Любому очевидно, что любящий родитель – не тот, кто отвечает согласием на любой каприз, но тот, кто стремится к пользе ребенка. Человеку, который относится к Богу как капризный ребенок, часто кажется, что Бог жестокий и несправедливый, и только тот, кто доверяет – понимает, что и отказ может быть продиктован любовью.

Наша неспособность отличить мираж от реальности и мнимую пользу от пользы реальной прекрасно показана Христом в сегодняшних примерах. Камень похож на хлеб, как и змея может быть похожа на рыбу, и даже свернувшийся скорпион – на яйцо, но это ложный путь и тот кто знает истинную природу вещей, никогда не даст камень под видом хлеба. Если мы умоляем Бога дать нам нечто, что кажется нам очень полезным, Он не даст нам этого сколько бы мы ни просили, если это на самом деле будет для нас губительно.

Правильное понимание слов Христа – повод для того, чтобы посмотреть на свою жизнь и свою молитву. К чему мы стремимся и о чем мы молимся? Если мы будем просить богатства или славы, власти или выгоды – мы не получим этого и только потерпим крах. Если же мы приходя к Богу будем доверять Ему и просить у Него то, что в действительности полезно для нашей жизни, мы получим Духа Святого, который преобразит нашу жизнь и сделает ее по-настоящему счастливой.