2017-11-01

Лк., 47 зач., IX, 44-50 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
438px-Mosaikikon_Bode_Berlin_2

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде.

Лк., 47 зач., IX, 44-50 (о. Стефан Домусчи)

44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Люди нередко испытывают трудности в общении. Основной проблемой оказывается неспособность услышать другого. Неспособность, разумеется, не физическая, а духовная.

Физически-то мы как раз друг друга слышим, но слышать звуки и слова, улавливать интонации… и действительно слышать и понимать, что тебе хотят сказать — это разные вещи.

К сожалению в наше общение мы часто вкладываем так много себя, что место собеседнику в разговоре не остается. Не в том смысле, что мы много говорим, говорить мы можем и мало, но мы интерпретируем слова и интонации, подстраиваем смыслы под свое видение… Речь, конечно, идет не о бытовой болтовне, но об отношениях более глубоких в которых затрагивается душа человека, его интересы, мотивы, цели… И если в таком общении человек научается слышать другого, ставить себя на его место, прорываться через собственноручно выстроенные преграды, такое общение оказывается настоящим даром Божьим, ведь именно Бог сотворил нас для того, чтобы мы могли жить открыто и искренне.

Одновременно с этим, такое общение оказывается результатом труда возделывания своей души и честности перед самим собой.

В сегодняшнем чтении, ученики не слышат Христа, хотя он призывает их буквально «вложить его слова в уши». Он говорит им о своих страданиях и смерти, но они «не понимают его слова, так как оно было закрыто от них, так что они не постигли его». Более точный перевод говорит, несколько иначе: «оно было закрыто от них, чтобы они не постигли его». Иными словами — они не поняли Его, потому что Его слова были от них закрыты и закрыты как раз для того, чтобы не поняли.

Может возникнуть закономерный вопрос: для чего Христос говорил все это, если смысл был от них закрыт?

Ответ, на самом деле не так сложен.

Во-первых, Он говорит им о страдании, чтобы в момент искушения, они поняли, что Он страдает вольно.

Во-вторых, смысл для них был закрыт, чтобы они не впали в уныние и не разбежались…

Но было и третье, что важно отметить, они не поняли, но «спросить Его об этом слове боялись». Это уточнение очень интересно. Ведь надо понять, кого они боялись? Они боялись своего учителя, боялись своего друга, боялись того, с кем терпели лишения и невзгоды. Они боялись Христа.

Может быть, совсем неслучайно правда об учителе от них закрыта, ведь по отношению к Нему закрыто их сердце. Того, кто так часто говорил им «Не бойтесь» они боялись. Это значит их отношения не были до конца искренними, что они воспринимали его как начальника, а себя как подчинённых, что они оставляли место для лукавства и хитрости…

Однако, не понимая Его слов о предстоящих страданиях, они, к сожалению, понимали другое: рядом с миссией можно неплохо устроиться. Ведь побоявшись уточнить про пророчество, они не побоялись при нём здесь же начать спорить кто из них будет больше когда Мессия станет царем.

Зная их мысли, Христос берёт ребёнка и ставит его перед Собой. Взрослые давно придумали свою иерархию ценностей… Видя бесхитростный поступок, они возмущаясь говорят: ты как ребенок, не понимаешь правил взрослой игры, слишком наивен… Так можно сказать о том, кто не лжет ради выгоды, кто прощает и не помнит обид… И вот Христос берёт ребёнка и, поставив его перед собой, говорит: «кто из вас меньше всех, тот будет велик». Их далеко идущим планам брошен вызов, потому что, если они хотят идти за ним, они должны понимать, что ценности взрослого мира рядом с Христом будут отброшены.

Услышав это, Иоанн рассказывает о человеке, который именем Его исцеляет, хотя с ними не ходит. Он чужак, и они запрещают ему исцелять. Но и в этой ситуации, Христос обличает их неправоту, ведь этот человек их единомышленник, несмотря на то, что они и не знают его. Чего же опять им не хватило? В чем была их проблема?

Они не были недостаточно открыты и доброжелательны, они прислушивались не к смыслу, а к форме, они стремились исполнить волю свою, но не Божью… Мы же, напротив, если хотим быть со Христом будем прислушиваться к Его словам, и стараться их исполнять.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (75 оценок, в среднем: 4,99 из 5)
Загрузка...