Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 33-39

33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Тот, кто заходил в храм, не раз сталкивался с тем, что в нем есть не только собственные правила поведения, но и люди ревностно следящие за их исполнением. Когда-то в начале 90-х, когда Церковь получила свободу и люди, живущие в атеистическом обществе, хлынули в храмы, они столкнулись с тем, что им постоянно делали замечания. Только и было слышно: «Не так стоишь, не так крестишься, не так выглядишь»... Они обижались и спрашивали: «Разве дело в форме? Какая Богу разница, как я выгляжу, какой рукой крещусь... разве не важнее для Бога то, что происходит у меня в сердце?». В своем возмущении, они, конечно, были правы.

Впрочем, разве только они? Разве не было своей, хотя бы относительной правды у тех, кто их в храмах встречал? Конечно, то же была. Каждое сообщество имеет право на свои традиции и правила.

Сегодня с подобным поведением церковных людей мы сталкиваемся гораздо реже. По крайней мере, хочется надеяться, что с тех пор они стали хоть сколько-нибудь терпимее, чем были прежде. Правда, священникам все эти годы приходилось призывать их к любви, к тому чтобы быть открытыми и терпимыми, к тому, чтобы помнить о миссии Церкви в мире... И все же, возникает вопрос, почему это вообще стало возможно? Почему церковные люди так ревностно отнеслись к простому несоблюдению внешних форм и правил?

Сегодняшнее чтение приглашает нас поразмышлять именно об этом?

Мы видим людей, которые подходят ко Христу и спрашивают Его, почему ученики Иоанна и прочие вполне благочестивые иудеи соблюдают правила поста и молитвы, в то время как Его ученики едят и пьют, т.е. этих правил не соблюдают?

Ответ Христа очень интересен. Во-первых, Он не отвергает правил, но указывает на то, что они не безусловны. Молитва и пост важны, но общение с живым Христом важнее, и ученики пренебрегают первым не по лени и неразумию, но для того, чтобы всецело отдаться второму. Когда придет время, они соблюдут форму, но содержание не сводится к форме, оно глубже, значимее, оно ее превосходит и от нее свободно.

Однако, человеку свойственно привыкать к формам и начинать преувеличивать их значение. Например, если я совершенно не разбираюсь в том как управлять самолетом, оказавшись за штурвалом, я не смогу сказать, какие кнопки главные, а какие вспомогательные. Мне все будут казаться важными, потому что любая моя ошибка может стоить жизни. В то же время, человек разбирающийся, прекрасно понимает, без чего можно обойтись, а какой из приборов жизненно необходим.

Нечто похожее может произойти в религиозной жизни. Человек, непонимающий как именно форма стала такой какая она есть, незнающий внутренней логики того или иного правила, начинает все считать одинаково важным. Следующий шаг не менее очевиден: пока форма работает ее лучше не трогать, ведь любое изменение может все испортить. Так постепенно люди приходят к обожествлению внешнего, к мысли о том, что форма помогает сама по себе. Мы приходим к тому, что обычно называется магией, ведь именно в мире магии все работает автоматически: сделал — получил. Нередко, такие люди требуют соблюдения формы из самых лучших побуждений. Христос же, напротив показал, что лучшие побуждения должны быть выше формы, ведь Он и Сам не раз совершал чудеса в субботу.

Но есть в сегодняшнем чтении еще кое-что. Есть притча о старых мехах и молодом вине, которая рассказана вопрошающим. Она, конечно, о них, но в ней мы не слышим обличения, лишь объяснение того, почему они не могут вместить поведения его учеников.

Старые мехи — это старый подход к закону, он привычен для законников, для людей который чтут форму. Он, конечно, несовершенен, но они надеются спастись им. Новое вино — новый подход, в котором суть важнее формы, любовь важнее правила. Зная человеческую природу, Христос понимает, что если людям чтущим правило указать на его относительность и убедить их в предпочтении содержания над формой... Они с большой долей вероятности станут пренебрегать и тем и другим. Новая заплатка не удержится в старой одежде, и урон будет еще больше. Поэтому Он говорит, что Пьющие старое вино, привыкшие к старым правилам, попробовав новое, в лучшем случае вернутся к старому, будут стараться соблюдать форму!

О чем же сегодняшнее чтение? Что Христос хотел сказать каждому из нас?

Во-первых Он говорит о том, что нам стоит смотреть прежде на суть, а потом на форму. А во-вторых, что встречая тех, кого Он сравнил со старыми мехами, нам стоит понять, что они так же по-своему стараются служить Богу, а мы, в свою очередь, должны покрыть их терпением и любовью...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!