2017-10-26

Лк., 41 зач., IX, 7-11 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
447px-Folio_168v_-_The_Feeding_of_the_Multitude

Насыщение 5000 народа пятью хлебами.

Лк., 41 зач., IX, 7-11 (о. Дмитрий Барицкий)

7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, начинается с рассказа об удивлении царя Ирода. Услышав о деятельности Иисуса, он недоумевает, кто бы это мог быть. Ирод знал только одного великого пророка, который мог бы совершать подобные чудеса. Эти пророком был Иоанн Креститель. Но Иоанна он только недавно убил по прихоти своей сожительницы. Неужели думает, он, есть кто-то еще, обладающий подобной силой? Как бы Его увидеть, поговорить с Ним? Зачем Ирод хочет видеть Иисуса? Что он хочет у Него спросить?

Очевидно, что причина этому не священный трепет перед Божиим пророком, а простое любопытство. Праздный интерес человека, который привык щекотать свои чувства чем-то новым и необычным. Именно из этих побуждений Ирод долгое время держал в тюрьме крепости Махерон Иоанна Крестителя. Евангелие говорит, что он любил послушать слова пророка. Он дивился его мудрости. Она его развлекала. Возможно, он хвастался друзьям, что держит при себе такого великого и уважаемого в народе человека. Безусловно, он по-своему благоговел перед Иоанном. Однако это благоговение было сродни благоговению дикого туземца перед заморской диковинкой. Как бы то ни было, оно нисколько не помешало Ироду по своему легкомыслию и по прихоти своей любовницы обезглавить Предтечу.

Зная это настроение Ирода, Господь и удаляется от него. Не идет к нему с проповедью Евангелия. Он знает, что у этого человека пустой праздный интерес. На Христа Он будет смотреть как на очередного фокусника, который пришел позабавить его своими словами и чудесами.

Совсем иначе Господь ведет Себя с теми, кто обратился к Нему со своей болью. Пришел как к последней надежде на избавление от бремени и тягот жизни. Даже находясь в уединении, а ведь именно за этим Христос ушел с учениками в пустынное место, Он принимает людей, беседует с ними и совершает чудеса исцеления.

Эти два образа: образ праздного Ирода и обремененных скорбями людей предлагают нам богатую пищу для размышления. Очевидно, что Господь не приходит к тому, кто относится к Нему легкомысленно. К тому, кто видит в Нем всего лишь одну из возможных истин. К тому, для кого Он повод пофилософствовать и поспорить с друзьями, повод блеснуть умом и эрудицией, повод заявить о своей активной общественной позиции, о своей благопристойности и порядочности. Христос не отвечает на его молитвы. Он избегает его. Он приходит к тем, кому кроме как на Него больше надеяться не на что. Некуда больше идти. Для кого Он последнее, что может спасти от гибели физической и духовной, которую человек ощущает как неизбежную и надвигающуюся с устрашающей силой. Он приходит к тем, кто по этой причине, посвящает Ему все свои мысли, дела, все свое дыхание. Лишь с такими Он незримо беседует в уединенном и лишенном всякой суеты месте, наполняя их непростую жизнь тихой радостью и светом.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (74 оценок, в среднем: 4,91 из 5)
Загрузка...