2017-10-21

Лк., 20 зач., V, 27-32 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
372px-The_Inspiration_of_Saint_Matthew_by_Caravaggio

Караваджо, «Святой Матфей и ангел».

Лк., 20 зач., V, 27-32 (иером. Феоктист Игумнов)

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Любой православный воцерковленный христианин знает, что Церковь — прибежище кающихся грешников, ведь Христос Сам о Себе сказал, что Он пришёл «призвать не праведников, а грешников к покаянию». Следовательно, любые упрёки в наш адрес мы смело можем игнорировать с помощью определения Церкви как духовной больницы, как места, где нет праведников, а есть лишь те, кто стремится стать таковым. Эта позиция удобна. Кроме того, она, как кажется, хорошо описывает реальность и вполне соответствует букве Евангелия. Действительно, она соответствует букве. Но не духу. Эту позицию невозможно согласовать с другим текстом апостола Луки.

Во второй своей книге, которая продолжает Евангелие — Деяниях святых апостолов, апостол Лука пишет: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их». (Деян 5:12–13) В отношении этого исторического свидетельства есть самые разные точки зрения. Но чаще всего толкователи говорят о том, что высокая нравственно-религиозная жизнь делала первохристианское общество изолированным от внешних, которые ощущали своё внутреннее несоответствие жизни верующих во Христа и по причине собственной нечистоты боялись приближаться к ним. Иными словами, в первый век христианства Церковь не выглядела как больница для грешников, она была сообществом святых.

Конечно, мы можем оправдать свою слабость и по-другому. Мы можем сказать, что у нас нет тех дарований, которые были у апостолов. Люди не освобождаются от своих болезней по нашему слову с призыванием имени Господа Иисуса Христа. Мы, без специальной подготовки, не понимаем иностранные языки и уж тем более не говорим на них. Чаще всего мы, как и положено безнадёжно больным, абсолютно беспомощны. Мы больше похожи даже не на больных, проходящих лечение, а на обитателей хосписа, которые ждут конца своих мучений. Да, иногда Бог творит Свои чудеса и через нас, но это, скорее, исключение, а не правило, которое действовало у первых христиан.

Можно сказать, что виной тому не мы сами, а историческая ситуация. В самом деле: исключительные дарования иссякли в Церкви довольно быстро, уже в следующих главах книги Деяний апостол Лука начинает описывать проблемы, нестроения и слабость. Но если внимательно прочитать апостольские послания и попытаться проанализировать причины оскудения, то станет очевидным: виноват не Бог, Который лишил Свою Церковь силы Духа, виноваты сами христиане, у которых пропала решимость следовать за Христом и которые постепенно, шаг за шагом, свели христианство к ещё одной идеологии.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (76 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...