Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30. Комментирует - Евангелие от Луки
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30 (прот. Павел Великанов)
Codex_Bruchsal_1_01v_cropped

Спас Вседержитель. Фрагмент росписи Брушальского кодекса, Германия.

Лк., IV, 22-30 (прот. Павел Великанов)

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня празднуется память пророка Божия Илии – и неудивительно, что евангельское чтение посвящено ему – точнее, упоминанию о нём в разговоре Христа Спасителя с иудеями в Назаретской синагоге. Только что Он прочитал и истолковал мессианское пророчество из книги Исайи – но вместо благодарности слышит слова возмущения: да кто Он такой, чтобы толковать? Это же сын Иосифа плотника, которого мы все здесь прекрасно знаем! Ему ли вещать нам?

С глубокой скорбью Иисус напоминает и без того взбудораженной толпе о двух главнейших чудесах, которые произошли в Ветхом Завете – причём оба чуда случились не с евреями, а с людьми из глубоко презираемых языческих народов. Иисус задаёт риторический вопрос: почему, когда тысячи евреев изнывали от голода, Бог отправляет Своего пророка к язычнице – и в её доме творит невиданные чудеса – пища постоянно умножается, а умерший сын вдовы воскресает? Другой пример не менее хлёсткий – это пророк Елисей, с которым связана описанная в 4-й книге Царств интереснейшая история с прибытием сирийского полководца Неемана, больного проказой, его исцелением, и отказом пророка взять благодарность. Но в этой истории есть ещё немаловажное продолжение: когда ученик пророка, Гиезий, увидел, что Нееман уезжает, так и не оставив богатых даров, он решается догнать его и получить обманом хотя бы некоторую часть в виде серебра и одежд. Нееман с радостью отдаёт – но этот бесчестный поступок не мог скрыться от пророка: и проказа, от которой только что избавился полководец, накрывает с головы до ног Гиезию, еврея, ученика пророка!

Вот почему в синагоге, как пишет евангелист, люди не просто «рассердились», но «исполнились ярости!» Оба случая, приведённые Иисусом, это «жало в плоть» еврейскому чувству своей религиозной исключительности! Охваченная гневом толпа буквально выталкивает Иисуса из синагоги и потоком выносит Его к обрыву на краю города, где обычно сбрасывали осуждённых на побиение камнями. С Ним уже никто не хочет разговаривать: Его просто хотят уничтожить. Однако, как ни в чем не бывало, Иисус разворачивается и проходит сквозь толпу, которая оказывается бессильной совершить над Ним свой страшный самосуд.

После этого случая Иисус уходит из родного Назарета и направляется в Капернаум. Нетрудно представить, с какими чувствами Он покидает город, где вырос, где Ему был знаком и близок каждый уголок. Покидает навсегда. Больше Он в Назарете не появится.

Как важно помнить о соблазне религиозной исключительности и нам, православным христианам! Как бы ни было приятно ушам слышать о том, что мы ближе всех к Богу, что наша вера – самая-самая правильная, что наши святые – самые-самые святые – Господь Бог смотрит на нас не сквозь былую историю наших предшественников, а через наши сегодняшние дела. И чем богаче наша духовная история – тем выше и наша с вами ответственность за то, как мы живём сегодня. Ведь Бог не просто так направлял пророков к язычникам: это происходило потому, что сами иудеи погружались в нечестие, предавали свою веру в угоду меркантильным соображениям. Каким путём пойдёт наш народ – это выбор каждого из нас!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!