2017-10-18

Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться

842-f-512Лк., 28 зач., VI, 46 – VII, 1 (иером. Феоктист Игумнов)

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Глава 7.

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Все мы знаем, что нельзя произносить имя Бога всуе. Но не все помним, что это не просто благопожелания и не просто присказка, это третья заповедь Моисеева закона. В русском синодальном переводе полностью она звучит так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх 20:7). Славянский перевод несколько мягче, в нем говорится, что Господь не очистит того, кто понапрасну произносит Его Имя.

Как и любая другая заповедь, третья заповедь не так проста, как может показаться на первый взгляд. Можно подумать, что раз все наши дела ничто иное как суета сует, то вообще любое произнесение Имени Божьего — грех. И его лучше вообще не произносить, а обходиться какими-нибудь эпитетами при обращении к Богу. А можно решить, что напрасное поминовение Имени Бога — это произнесение его между делом, как некоей присказки или междометия.

Сегодняшнее евангельское чтение даёт нам возможность правильно понять эту заповедь Декалога. Оказывается, что напрасное, суетное произнесение имени Господа Бога — это то произнесение, за которым не следуют соответствующие дела. Очень ярко эту мысль выразил автор книги Притч. Он сказал: «Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притч 28:9). Мерзость, из-за которой человек так или иначе пострадает. То есть невозможно должным образом помолиться, если, во-первых, не знать о Боге и Его воле, а во-вторых, если молитва не будет сопровождаться исполнением воли Божией, если наша собственная воля окажется в стороне от того, что требует Бог.

Для иллюстрации этой мысли Христос Спаситель использует понятную аналогию: молитва без последующих дел похожа на строительство дома без основания, без твёрдого фундамента. Такой дом долго не простоит. И не надо быть строителем, чтобы согласиться с этой мыслью. Можно строить сколько угодно крепкие стены, использовать самые дорогостоящие качественные материалы, но дом не устоит, он превратится в груду строительного мусора и только чудом падение такого дома может обойтись без человеческих жертв.

Без стремления выстроить свою жизнь так, как говорит нам Бог в Своём Священном Писании, попытки с помощью множества долгих витиеватых молитв обхитрить Бога ни к чему не приведут. Важно это понимать и помнить, важно настроить себя таким образом, чтобы все те слова, которые мы произносим во время обращения к Богу имели последствия, чтобы от языка они шли не только к уму, но и к сердцу, ведь именно из него, по слову Спасителя нашего и Бога, исходят дела злые и добрые.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (83 оценок, в среднем: 4,94 из 5)
Загрузка...