Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46. Комментирует - Евангелие от Матфея
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46

Читает и комментирует Евангелие от Матфея. Глава 22, стихи 35-46 (о. Стефан Домусчи)

631674Мф., 92 зач., XXII, 35-46 (о. Стефан Домусчи)

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что из группы фарисеев некий законник подошел к Иисусу и спросил Его о наибольшей заповеди. Увидев, что после разговора с Иисусом о воскресении мертвых, саддукеи пришли в замешательство, фарисеи подошли к Иисусу, как к учителю. Среди фарисеев были разные школы, представители которых по-разному рассуждали о законе... И поэтому нет ничего странного в том, что один из них спросил Христа о том, какая заповедь в законе наибольшая. Христос же ответил, что главная заповедь – это заповедь о любви к Богу и к ближнему.

Стоит помнить, что законник спросил именно заповедях из закона Моисеева, Христос их процитировал. Но что для нас значит первенство этих заповедей? Мы настолько привыкли к ним, что не отдаем себе в этом отчета.

Однажды в светской школе на уроке «Основ православной культуры» был задан вопрос, что самое главное для христианина. В классе было не мало детей из верующих семей. Школьники утверждали, что главное – это каждое воскресение ходить в храм или носить крестик, или читать молитвы. Поразительно, но оказалось, что для подавляющего большинства главным в христианстве было проявление внешнего благочестия. Можно подумать, что это дети и они рассуждают по-детски. Но многие священники знают, что и взрослые люди очень часто основными своими грехами на исповеди называют нарушение именно внешних правил, малое количество прочитанных молитв, пропуск богослужений, и подобные.

Могут сказать, что в этом нет ничего страшного, каждый как может, так и воспринимает веру. Но проблема даже не столько в том, что люди с этого начинают свою христианскую жизнь, опасно то, что, остановившись на внешнем они могут так и не перейти ко внутреннему. За всем этим могут не увидеть живого Бога и ближнего. Пост, молитва, богослужение, даны нам как средства для того, чтобы научиться любить ближнего, научиться жертвенно к нему относиться, помогать ему в нужде.

Иногда создается ощущение, что наша жизнь разделена на религиозную и обычную. Последняя свойственна всем людям и ничем не отличается от жизни нехристиан. Но есть религиозная жизнь, в которой мы отличаемся от других: ходим в храм, читаем молитвы, постимся по средам и пятницам. Но нельзя забывать о том, что отличаться мы должны другим: мирным духом, добрыми делами, любовью ко всем людям. Наша непохожесть на других должна заключаться не в том, что мы вместо того, чтобы в воскресение отдыхать, идем в храм, а в том, что мы не отвечаем злом на зло, не осуждаем других и поступаем с любовью.

Однако, сегодняшнее чтение содержит в себе две истории. Во второй, Христос спрашивает фарисеев: «как Давид называет Мессию Господом, когда он его сын?» И фарисеи оказываются в тупике, они молчат и больше к Нему не подходят, не задают вопросов. Можно было бы подумать, что Христос хотел их посрамить... но дело совсем не в этом. Христианская мораль, та самая любовь к ближнему, о которой Он говорит, строится не на дружбе, не на кровном родстве… Она реализуема лишь в том случае, если Тот, Кто к ней призывает – Бог во плоти, реализуема только с Его помощью.

Ответив на вопрос законника, Христос будто бы говорит фарисеям: «Лучше задайте другой вопрос, кто такой Мессия, и ответьте на него». Но они готовы задавать Христу лишь те вопросы, ответы на которые известны. Действительно, удобно задавать вопросы, на которые ты сам знаешь ответ, легко спрашивать о том, что оставляет тебя в небольшом напряжении, а представить, что Мессия, который предстоит пред тобой – это Бог, и теперь твой долг - любить не только кровных родственников, но всех людей вообще, гораздо сложнее.

Когда мы ставим перед Богом вопросы, Он отвечает нам словами Писания, словами наших ближних. Иногда Бог ставит перед нами вопросы, и нам нужно найти в себе силы, ответить на них.

Фарисеи могли сказать Христу, что они не знают ответа, но они промолчали. Мы тоже нередко уходим от ответов, потому что хотим сохранить жизнь простой и легкой. Однако путь настоящего ученичества не таков. Это путь не только вопрошания Бога, но и готовности ответить на Его вопросы, которые, в конце концов, и помогают нам стать настоящими христианами.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!