Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 27-33,42-51
Сегодняшнее евангельское чтение начинается с последних слов описания Второго Пришествия. Оно будет мгновенным и, если следовать мысли древних толкователей, привлечёт к себе всех «парящих на высоте добродетелей и возвышенных», которых Христос уподобляет орлам, а Самого Себя Он сравнивает с трупом, к которому слетаются орлы, потому что для таких людей Он — «духовная пища и вечная жизнь». Конечно, это не самая приятная и не самая аппетитная аналогия, но она поразительно верна: действительно, Христос подобен тому трупу, который привлекает к себе орлов. Обычно эти птицы не особо заметны, они скрываются, но стоит где-то появиться мёртвой плоти, они тут же слетаются к ней. Им не надо никакого оповещения, они чувствуют свою пищу. Точно также добродетельные люди, люди с открытыми сердцами чувствуют Христа. Они чувствуют Его присутствие сейчас и, несомненно, не смогут пропустить Его Второе Пришествие, реальность которого однозначно утверждает Церковь. Не менее однозначно Церковь говорит, что о времени Второго Пришествия рассуждать нет никакого смысла. Более того, эти рассуждения и всевозможные вычисления прямо запрещены Христом. Но при этом Он говорит о необходимости постоянной готовности к встрече с Ним. Если день и час пришествия Христа не известен никому, кроме Бога, то вся жизнь должна быть постоянным приготовлением к этому приходу. А в таком случае, некоторые грехи имеют особенное значение. И самый, пожалуй, опасный в этом смысле грех — это жизнь в ощущении собственной бесконечности, а самое опасное из всех заблуждений — считать, что времени ещё много. Именно поэтому одна из тем покаянной церковной поэзии — тема раскаяния в неправильном использовании отпущенного нам времени. Время для христиан — это не просто некая данность. За то, как мы им распоряжаемся, нам предстоит дать ответ перед Богом, точно так же, как и во всем прочем, в том, что Он нам даёт.