Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 26-37

Перспектива пришествия Христа, описанная в прочитанном отрывке, не может не показаться мрачной. Всё происходит совершенно неожиданно: читателя или слушателя не может не охватить тревога перед лицом этой внезапной неминуемости. Не оборачиваться, не думать о других, не пытаться спасти свою жизнь, не возвращаться домой за самыми необходимыми вещами – ну зачем только Иисус нагнетает такой ужас? Да ещё и ветхозаветную историю с бегством Лота из Содома припоминает – и как жена Лота, обернувшись назад, превратилась в соляной столб. Зачем народ-то так пугать?
А ведь смысл чтения вполне очевиден. Там, где начинает явным образом действовать Бог – надо упраздниться и не мешаться под ногами. Своих слушателей Спаситель учит очень важному навыку, который вскоре им сильно пригодится. Позвольте мне снизить стиль повествования и привести пример из компьютерных технологий.
В любом компьютере есть оперативная память. Она, как правило, всегда чем-то заполнена в большей или меньшей степени. Эта память – реактивная и быстрая, благодаря ей решаются задачи «на поверхности». Но если программа решила запустить очень ресурсоёмкую задачу, а память захламлена незакрытыми приложениями – скорее всего, компьютер или зависнет, или вообще перестанет работать и потребует перезагрузки. Опытный пользователь, прежде чем запускать такую программу, постарается максимально освободить оперативную память, чтобы не создавать ненужной конфликтной ситуации.
Так вот, если вернуться к евангельскому тексту. В нём Спаситель учит Своих учеников и слушателей, с позволения сказать, «выгружаться» из привычных мыслей, уютных шаблонов, давно наезженных правил поведения. И выгружаться быстро и максимально полно. Зачем? Чтобы справиться с большой и сложной задачей. Это вопрос жизни – не временной, а вечной. Чтобы сделать шаг веры и ощутить всю красоту полной вверенности Богу. Также, как однажды ребёнок перестаёт пытаться нащупывать дно бассейна во время плавания и целиком отдаётся владению водной стихией, и тем самым берёт на себя риск утонуть. Но без этого риска он никогда не познает всей прелести движения в толще воды.
Когда начинает действовать Сам Бог, бессмысленно устраивать семинары «Как понять волю Божию» или «О признаках конца времён». Надо быстро открыть уши и понять, что здесь и сейчас хочет от тебя Бог, чтобы ты сделал. И не заморачиваться мыслью, а вдруг я не услышу или пойму не правильно, или сил не хватит, или может мне просто показалось? Думаю, люди, бывавшие в острых кризисных жизненных ситуациях меня лучше поймут. Там, где действует Бог, уже не до «размышлизмов». Это и есть – та самая «выгрузка», которой сегодня учит Спаситель не только апостолов, но и каждого из нас. Тот, кто хотя бы однажды попадал в этот двунаправленный поток взаимодействия с Богом – знает: голова здесь подключается уже потом, все решения принимаются на каком-то гораздо более высоком уровне.
Ещё совсем немного – и ученики увидят, как всё, что они столь трепетно лелеяли в сердцах, рухнет. Приколотят любимого Учителя на Крест. Под ним будут стоять безутешные женщины, с зелёным от скорби лицами и заплаканными глазами. Те, кто вчера кричали «Осанна!», будут плевать на беспомощного Иисуса. А людское коварство и злоба будут праздновать свою полную победу.
И вот здесь-то ученикам и пригодился бы урок, совсем недавно преподанный Учителем: не пытаться рационализировать, оправдывать или осуждать происходящее. Включиться в реальность и принять её такой, какой она оказалась. Не дёргаться, не суетиться, не пытаться добиться справедливости и торжества правды. Дать Богу простор действовать так, как Он хочет. И совсем скоро они увидят, как Бог выходит полным победителем из этой абсолютно проигрышной ситуации.
Вот чему учит и нас сегодняшнее Евангелие: когда жизнь делает резкий поворот, набраться веры отдаться Богу целиком, без остатка – потом обдумаем, обсудим, отрефлексируем. А сейчас – надо сделать самое главное дело жизни – дело веры, без всякого СВОТ-анализа рисков и показателей эффективности. Просто отдать Ему свою руку и почувствовать теплоту держащей тебя крепкой ладони.