Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

Сегодня, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, мы с вами слышали традиционное для дней особого чествования Божией Матери чтение о Марфе и Марии. О том, как Мария смиренно сидела у ног Иисусовых и внимала Его учению, а Марфа занималась служением.
Из евангельского тексты мы знаем, что Господь Иисус Христос не противопоставляет Марфу и Марию, не осуждает Марфу за ее служение гостеприимства. Он лишь указывает на то, что является самым главным для человека. Невозможно представить нашу жизнь без того, что Церковь в своих богослужебных текстах называет житейским попечением, то есть заботами о внешнем устройстве жизни. Когда мы проявляем заботу о внешнем, мы поступаем правильно, Священное Писание с самых первых своих глав призывает нас к деятельности. Еще в раю Адам и Ева получили заповедь хранить и возделывать землю. Если строго следовать тексту книги Бытия, то мы увидим, что эта заповедь самая первая среди всех других заповедей по времени своего появления. Очевидно, что не только земледелие подразумевал Бог, когда давал эту заповедь. Она включает в себя абсолютно всю хозяйственную деятельность, в том числе стирку, уборку, одиночные и семейные походы в гипермаркет по выходным.
Древний патерик, сборник рассказов о подвижниках первых веков христианства, донес до нас очень поучительную историю о разумном соотношении служения телесного и духовного.
Некто пришел к авве Силуану в гору Синайскую. Увидев, что братия работают, он сказал старцу: старайтесь не о пище тленной: Мария же избрала благую часть. Старец сказал своему ученику: Захария! подай брату книгу и отведи его в пустую келью. Когда наступил десятый час, брат прислушивался у двери, не посылают ли звать его к трапезе. Но так как никто его не звал, он сам, встав, пошел к старцу и говорит: авва! неужели братья сегодня не ели? — ели, отвечал старец. — Почему же не позвали меня? спросил брат. — Потому, отвечал старец, что ты человек духовный и не имеешь нужды в такой пище; а мы, как плотские, хотим есть, и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, и не хочешь вкушать плотской пищи. — Выслушав это, брат поклонился старцу и сказал: прости мне авва! — Тогда старец говорит ему: подлинно и Мария имеет нужду в Марфе; ибо и Мария похваляется из-за Марфы.
Но вместе с этим нам стоит понимать и помнить, что когда мы делаем только то, что делала Марфа, и не делаем того, что делала Мария, когда мы не только половину, четверть, десятую или хотя бы сотую часть своего времени не посвящаем Богу, проникновению в Его мысли, в Его слова, выстраиванию своей внутренней духовной жизни — тогда мы совершаем страшную ошибку, и вся наша внешняя работа по устройству жизни становится всего лишь суетой, которая выматывает и ни к чему, кроме внутренней пустоты, не приводит.
Будем же стремиться сочетать в своей жизни необходимые житейские попечения с искренним служением Богу. Подражая как усердному служению Марфы, так и духовной устремленности Марии.