2017-09-24

Мф., 105 зач., XXV, 14-30 (прот. Павел Великанов)
Поделиться

Parable_of_talentsМф., 105 зач., XXV, 14-30 (прот. Павел Великанов)

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 , убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В притче о талантах есть несколько тонкостей, без понимания которых она значительно теряет свою смысловую глубину. Давайте их обозначим.

Во-первых, что такое «талант» и какова его стоимость? Талант – это единица массы и одновременно счётно-денежная единица, которая была широко распространена в античном мире. В разные эпохи вес – а значит и стоимость одного таланта была различной – от 10 до 50 тысяч динариев. Много это или мало? Если учесть, что один динарий был равен дневному заработку работника, то даже десять тысяч динариев – это более, чем трехгодовой доход. Соответственно, максимальная стоимость одного таланта – это доход за пятнадцать лет. Значит, даже всего лишь один талант – это огромная сумма.

Второе – что очень важно – несмотря на запрет ветхозаветного закона отдавать деньги под проценты, эта практика была широко распространена в Иудее. Учитывая, что «свободных» денег практически ни у кого не было, взять деньги в долг можно было лишь под огромные проценты.

Третье – раб, который получил один талант и не стал его никуда вкладывать, вовсе не глупец. Напротив, он более других осведомлён о своём хозяине, способен анализировать происходящее и прогнозировать будущее – о чем и говорится в притче. Одна только проблема: он безразличен к деньгам своего господина. Они же всё равно – чужие, не его. Зачем ему брать на себя чужие риски? Ведь в притче ни слова не говорится о том, что хозяин поручил рабам вложить эти деньги. Он просто дал им очень большие суммы – и дальше предоставил полную свободу этими средствами распорядиться. Хозяин доверяет своим рабам и надеется на взаимность в добром, любовном отношении. Но он не хочет ничего навязывать: пусть рабы сами, исходя из своего душевного устроения, распоряжаются деньгами.

В чем же заключается грех раба, названного в притче «лукавым» и «ленивым»? Может, это прозвучит странно, но мне кажется, его грех – в формальном, неискреннем, незаинтересованном отношении к своему господину. Он не любит своего хозяина: причем здесь речь не о чувстве, а именно о любви как заботе о благе другого, о любви как вполне определённом векторе деятельности, направленности воли.

В притче сталкиваются две логики – логика любви и логика не-любви. Другие рабы готовы рискнуть – чтобы порадовать господина. Лукавый раб не собирается рисковать: а вдруг хозяин вернётся раньше, нежели чем он успеет получить оборотные деньги назад? А так – в любое время – откопал – и «на тебе твоё!» Отстань – и будь доволен, что у тебя эти деньги не украли!

Как и господин в притче, Бог нас ни к чему не вынуждает. Он лишь создаёт условия – в которых очень надеется, что мы найдём смелость и вдохновение приумножать те дарования, которые от Него получили. Но это всегда – риск, опасность, выход из комфортного положения ничего не делания. Ведь наше главное сокровище – это время и внимание, которыми мы распоряжаемся. Можно их вложить в то, что не принесёт никакого доброго плода? Можно! Можно ошибиться и начать фокусироваться не на том, что наиболее успешно? Тоже можно! Но самое надёжное вложение – это понимание себя самого, своей души, её особенностей и дарований – и через это поиск наиболее сродного, близкого, вдохновляющего – что и может принести наибольший прибыток при вложении времени и сил.

Помоги же нам, Господи, научиться распознавать те богатства, которые есть в глубине души у каждого из нас – и не только увидев их, радоваться и благодарить Тебя – но и грамотно ими распоряжаться!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (29 оценок, в среднем: 4,79 из 5)
Загрузка...