2017-09-19

Мк., 28 зач., VII, 5-16 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться

Meister_von_Cefalù_001Мк., 28 зач., VII, 5-16 (о. Стефан Домусчи)

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Человек во все времена, и уж в наш меркантильный век тем более, осознавал, что он все делает с определенной целью, желая получить результат. И, чем труднее то, что он делает, тем важнее результаты, чем большими жертвами оно ему достается, тем большего от своего труда он ждёт. Так было всегда и везде…

Многими именно так воспринимается религия, ведь жизнь религиозного человека наполнена множеством правил, которые он на себя принимает. Например, человек отказывает от взятки или от измены супругу и воспринимает это как подвиг и жертву, которую он совершает ради своей веры и иногда ради своей выгоды, ожидая божественного поощрения. Все это: и вера и поступки и даже стремление к выгоде, имеют выражение в том, что мы называет богопочитанием. Почитая Бога, мы признаем Его существование и превосходство, Его власть и мудрость, мы любим Его и исполняем Его заповеди.

И вот в сегодняшнем чтении мы слышим страшные слова пророка Исаии которого цитирует Христос, от лица Бога Он говорит, что лицемерные люди «чтут Его только устами, а сердце их далеко отстоит от Него» и продолжает, «но тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим». Тщетно! Оказывается, все наше богопочитание, все наши мысли и действия могут оказаться тщетными, и вся наша религиозная жизнь бесплодной. И это очень страшно.

Но по какой же причине богопочитание может оказаться тщетным и бесплодным? При внимательном чтении, ответ будет очевидным: «тщетно чтут меня, уча учениям и заповедям человеческим». Бесполезно и бессмысленно почитать Бога, избирая свои человеческие основания и цели, оставаясь в главном совершенно земным, измеряя все земными ценностями. Конечно в данном случае в евангелии речь идёт о конкретной заповеди, о том, что они пренебрегали родителями ради денег, но эту оценку можно распространить на любую подмену божественного человеческим.

Но разве мы не совершаем подобных подмен? Совершаем, конечно! Ведь если мы попробуем примерить эту ситуацию к нам, к нашей церковной жизни, мы увидим, что они во-многом схожи. Потому что суть этой подмены не в каких-то официальных изменениях, а в формализации самой жизни, в ее идеологизации. Фарисеи тоже часто были искренними людьми, тоже искали спасения, но видели его во внешнем, пытались его заслужить…

Мы слышим, как Христос говорит, что фарисеи «устранили Слово Божие…». Но разве они делали это официально? Разве кто-то из них где-то записал или утвердил превосходство человеческих заповедей на божественными? Разве кто-то мог даже представить себе сказать, что теперь он законодатель, а не Моисей? Конечно, нет.

Официально все было верно, но с именем Моисея на устах, они творили свою волю, отвергали Бога и Его заповеди, пренебрегая Им в своем сердце. Выходит, что тщетность богопочитания происходит не столько от внешней замены божиих заповедей заповедями человеческими… Совсем не обязательно изменять нечто внешнее, достаточно игнорировать Бога внутренне. И именно потому, что сердце его оказывается пустым в нём возникают ложные убеждения.

Будем же внимательны к своему сердцу, не происходит ли в нем измены? Не подменяем ли мы любовь и заботу о ближнем, заботой о чистоте правила и разными эстетическими изысками? Постараемся быть внимательными к Богу и Его слову, которое будет в нашей жизни живым и действенным.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (41 оценок, в среднем: 4,98 из 5)
Загрузка...