Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18

Лк., 100 зач., XX, 9-18 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что множество обычных вещей, которые мы используем в своей жизни, могут быть не только полезными, но и разрушительными. Однако могут ли быть разрушительными отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из двадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 20.

09 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Когда люди слышат о странных и трагичных ситуациях, в которые попадают другие, они часто говорят: «С нами такого не случится». Речь, конечно, не о непредсказуемых случаях, связанных с наводнениями, ураганами или лесными пожарами, но о ситуациях, в которых правильные действия обеспечивают хороший результат. Не все так самоуверенны, но есть немало и тех, кто действительно забывает о том, что раз и навсегда заученные правила могут помешать правильно себя повести в нестандартной ситуации. Особенно, если перед тобой живая личность, с которой ты выстраиваешь отношения. Можно знать человека, понимать особенности его характера, правила общения с ним... и всё же очень важно быть внимательным и чутким, потому что общаешься с живой личностью.

В евангельском отрывке, который мы сейчас услышали, звучит притча о злых работниках виноградника, которые возомнили себя хозяевами положения. Притча обращена не только к народу, но имеет конкретного адресата. Речь идёт о группе старейшин и первосвященников, которые разозлились на Спасителя, изгнавшего торговцев из храма. После некоторого диалога, в результате которого стало понятно, что их совесть спит, Господь обращается к ним с притчей. Сам по себе жанр притчи оказывается здесь очень подходящим, ведь с одной стороны он позволяет употребить знакомые образы, но с другой, не вынуждает человека соглашаться, оставляя ему внутреннюю свободу. Именно так и проступает Христос. Для любого иудея ясно, что виноградник — это народ Божий. Этот образ много раз именно так используется в Ветхом Завете. Соответственно виноградари — это народ и в первую очередь его руководители. Притча — жанр прикровенный, намекающий, но здесь намёк был очень явным. Таким, что, услышав окончание притчи и вывод Христа о грядущем на виноградарей наказании, слушающие в ужасе сказали: «Да не будет», то есть «пусть этого никогда не произойдёт». Они поняли, что притча говорит о них. Иудеи вступили с Богом в завет и должны были знать Писание так, чтобы закон вошёл в их плоть и кровь, стал содержанием мыслей и решений. Но смысл завета не только в том, чтобы всё исполнить, но и в том, чтобы приготовиться к встрече с Мессией. Доверившись Богу у горы Синай, люди должны были стать невосприимчивыми ко греху, но остаться в живых отношениях с Создателем. Однако, сконцентрировавшись на форме, они стали одинаково невосприимчивы ко всему. Стараясь избегнуть нарушений закона в виде грехов, они боялись превзойти закон в добродетели. В какой-то момент Тот, кого столько ждали, Кто должен был стать основой жизни иудейского общества, становится для них преградой и соблазном. Нам важно учесть этот печальный опыт и быть внимательными к состоянию совей души. Становясь костными, медленными на грех, мы призваны оставаться живыми и искренними в отношениях с Творцом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!