Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48

Лк., 98 зач., XIX, 45-48 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда рядовому исполнителю поручений начальства кажется, что он человек маленький и ответственности ни за что не несёт. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 19.

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Помню, лет 15 назад я разговорился с человеком, работающим на телевидении, и спросил его о том, почему в эфире практически отсутствуют фильмы, в которых в качестве положительного героя был бы показан разумный добрый честный трудящийся человек: врач, учитель, крестьянин. В жизни самых разных созидательных профессий есть место героизму, подвижничеству, но ведь должно быть место и уважению. Можно было бы не рассказывать дальше, ведь большинство знают его ответ, который, как мантру, повторяют все участники таких разговоров: людям нравится другое, вот мы и снимаем. Спрос рождает предложение. Иногда формулировки бывают более грубыми, но суть от этого остаётся прежней – каждый человек во всей этой цепочке от производителя контента до потребителя, снимает с себя ответственность. Они по очереди говорят: мне заказывают, ведь это популярно; мне поручают, ведь это моя работа; я снимаюсь, ведь хочу быть популярным актёром; я показываю, ведь это хотят смотреть; я смотрю, ведь это показывают. Им внутренне кажется, что они просто часть рабочего или даже шире - жизненного - процесса, на который по-настоящему повлиять невозможно. Не ты снимешь, снимешься, покажешь, посмотришь – так кто-то другой. А если так, какая разница, кто участвует во всех этих процессах.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю о том, как Христос изгоняет торговцев из храма. Но почему они там оказались? Чтобы люди не были вынуждены везти жертвенное животное с собой или искать подходящее, соответствующее всем правилам, у обычных торговцев животными. Конечно, для этого пришлось занять двор, в котором истинному Богу могли молиться язычники, зато для иудеев, идущих издалека, это было удобно. Сегодня обычно говорят, что это был бизнес первосвященника Анны. Того самого, который участвовал в суде над Спасителем. В тексте отрывка есть интересная деталь: изгоняя торговцев, Христос произносит две цитаты из Писания: «дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». Факт цитирования важен, потому что Спаситель освящает этим Свои действия, ведь для иудеев ясно, что это слова Самого Господа, с которыми они знакомы ещё из Ветхого Завета. Но дело не только в этом. Важно задуматься над тем, к кому Христос обращается, потому что на первый взгляд Его слова не совпадают с адресатом действия. Изгоняя торговцев из храма, Спаситель говорит «вы сделали его вертепом разбойников». Если бы Он изгонял руководство храма – эти слова были бы понятны. Если бы Он говорил «а вы разбойники» — это тоже было бы понятно, кого изгоняет, к тем и обращается. Но Христос, изгоняя торговцев, обращается к первосвященникам. И смысл этого обращения в том, чтобы точно процитировать пророка, в словах которого звучало обличение всего народа, а не только его руководителей или конкретных грешников. Первосвященники были виноваты в том, что организовали торговлю, мешающую людям молиться, но ведь и сами торговцы должны были понимать, что они делают. Они не малые дети, которые не способны отвечать за своё поведение, они видели язычников, приходивших во двор, предназначенный для их молитв, и пренебрегали ими вместо того, чтобы наоборот способствовать их обращению к истинному Богу.

Может показаться, что рассказанная история лишь иллюстрация ошибок религиозной жизни того времени, но такое решение само по себе будет ошибкой. Ответственность и подчинённых, конечно, разная, но в то же время Писание многократно в самых разных выражениях обращается к нам с очень важной мыслью: каждый из нас даст Богу ответ за свои дела, злые и добрые... Это значит, что и жить нужно так, чтобы этот ответ был для нас добрым.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!