Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 9-16
Читает и комментирует священник Антоний БорисовВ конце 19-го века очень популярной была идея о необходимости найти и описать так называемого «исторического Иисуса». Сторонники этого стремления полагали, что в Евангелии изображён не настоящий Иисус из Назарета, а мифический Христос-Спаситель, не имеющий к исторической реальности никакого отношения. Давайте послушаем отрывок из 10-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня во время богослужения, чтобы убедиться в несостоятельности указанной теории.
Сторонники теории существования «исторического Иисуса» описывали Его преимущественно как странствующего учителя, морализатора, сторонника возвышенной нравственности, но не имеющего отношения ни к Божественному, ни к чудесному. Потому все, так сказать, сверхъестественные события из евангельского повествования усердно вычёркивались, оставались же там только поучения. Но, на самом деле, даже в них — проповедях и притчах Христовых — предельно ощутимым является свидетельство Господа Иисуса о Себе как о Сыне Божием.
Прозвучавший отрывок из Евангелия от Иоанна исключением не является. Спаситель здесь прямо свидетельствует, что Он и есть обещанный Богом через ветхозаветных пророков Мессия. Иисус из Назарета — новый царь древнего Израиля, а также его новый первосвященник и предводитель. Такие выводы можно сделать на основании образов, которые Христос использует в услышанном нами тексте.
Он называет себя дверью, ведущей в овчарню Божию, и пастырем, чьим поручением является пасти овец Господних. Так в древности служение Христа не только описывали ветхозаветные пророки, но и сами уже отчасти осуществляли это служение — заботились о народе еврейском и оберегали его от различных опасностей. Так поступал, в первую очередь, пророк Моисей, выведший иудеев из египетского плена и доведший их до земли обетованной. Моисей, подобно пастуху, не дал пастве народа Божия разбрестись, погибнуть в синайской пустыне. Дар Христа оказался больше и важнее.
Ведь речь шла не о даровании какой-то территории, но о воссоединении земли и неба, преодолении печальных последствий грехопадения прародителей. Однако ценой этого, как выражаются древние христианские авторы, бракосочетания Бога и человечества была искупительная жертва Христова — Его смерть и славное воскресение из мёртвых. Она (эта жертва) стала тем предельным отличием служения Господа Иисуса от действий ветхозаветных пророков и других религиозных учителей. Никому из людей не под силу было вернуть человечеству Рай. Сделать это смог только Бог, ставший человеком.
Потому евангельский Христос и есть, на самом деле, самый настоящий исторический Иисус. Чудеса — не выдумка, воскресение — не миф. Это историческая, правдивая реальность, имеющая в основании совершенную любовь Бога к людям. Любовь, которую не может отменить никакой скептически настроенный ум, потому что Христос продолжает действовать в нашем мире, привлекая в Свою паству всё новых и новых людей. Или как говорит Сам Спаситель в прозвучавшем отрывке: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».
Однако при всей своей величественности искупительная жертва Христова не отменяет человеческой свободы. Сын Божий не делает нас заложниками проявленной любви, но желает, чтобы мы откликнулись на неё свободно и осознанно. Потому что стать частью паствы Христовой насильно невозможно. Войти в ограду нового народа Божия можно, только став искренним и благодарным учеником не выдуманного псевдоисторического, а реального евангельского Господа Иисуса.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






