Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 37-43
Читает и комментирует священник Дмитрий БарицкийКакой силы должна быть вера человека, чтобы Господь услышал и принял его просьбы? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Ученики Спасителя не смогли исцелить бесноватого юношу, одержимость которого проявлялась в виде эпилептических припадков. Поэтому отец мальчика обращается с просьбой о помощи к Самому Христу. Реакция Спасителя весьма эмоциональна. «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» — отвечает Он. Из текста не совсем понятно, кому адресован этот упрёк в неверии. Отцу, людям, которые были очевидцами этого события, апостолам или же лукавым демонам? Христианские толкователи допускают все варианты. Поэтому лучше обратить внимание на основную мысль отрывка: если неверие закрывает двери Божией благодати, то именно вера их открывает.
Но самое важное заключается в том, что в этом эпизоде мы видим, какой именно может быть наша вера, чтобы Господь отозвался на наши просьбы. И, как на странно, иллюстрацией этого является отец ребёнка. Странно, потому что героем веры его трудно назвать. Он преисполнен сомнения. На это указывает уже его просьба. Он умоляет Христа не исцелить его сына, а лишь «взглянуть» на него. Эта отнюдь не оговорка. Это слово вскрывает его душевное настроение. Мужчина будто заранее готов к тому, что, скорее всего, ничего не выйдет. Неверие отца подчеркивает и блаженный Феофилакт Болгарский: «Человек сей был весьма неверующий. Поэтому и бес не выходил из сына его. Ибо неверие превозмогало силу апостолов. Неверие и дерзость его видны из того, что он пришёл пред всеми обвинять учеников». Однако всё же он просит Христа. Он просто вынужден просить. И его настойчивость тоже объясняется Евангелием. «Он один у меня», — говорит он о своём ребёнке. Можно предположить, что в восприятии этого человека, его сын — это единственное, ради чего стоит жить. А потому в его душе словно сталкиваются две силы: его любовь к сыну и его привычка не обращаться и не доверять Богу. Этот внутренний конфликт прекрасно передаёт другое Евангелие, в котором также встречается этот эпизод. Отец произносит, фразу, которая стала знаменитой: «ве́рую, Го́споди! помоги́ моему́ неве́рию». От душевного напряжения он произносит эти слова со слезами на глазах.
Замечательный эпизод, который дарит нам великую надежду. Наш нрав может быть весьма скверным. Мы можем жить, закрывшись от окружающих в своём маленьком мирке. Наши отношения с людьми могут быть разрушены. Наша вера может быть весьма несовершенна. И мы даже можем не знать, что такое молитва к Творцу. Но когда жизнь забирает у нас то, ради чего, как нам кажется, и стоит только жить, нам всегда открыта возможность не только выть, забившись в угол. Мы всегда можем опуститься на колени и попросить. Попросить вопреки всем своим прежним принципам, вопреки представлениям о том, что я сам всё могу, что такие, как я, не плачут, не доверяют и не просят. Попросить через стыд и великое внутреннее сопротивление. И даже не попросить, а сквозь слёзы и зубы выдавить: «помоги, Господи!». Пусть это и будет произнесено пока с великим скепсисом и диким напряжением. Но уже это есть проявление зарождающейся веры. И порой это всё, что требуется для того, чтобы Господь совершил великое чудо и начал возвращать нас к полноценной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






