Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 36-50

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди множества настольных игр есть особая категория, в которых игроку предлагается внимательно всмотреться в карточку с каким-то неоднозначным изображением и после этого тем или иным образом рассказать о том, что было увидено, другим участникам игры.
Это прозвучит странно — но отрывок из 7-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением, может быть нами понят глубже, если мы вспомним о принципе вышеупомянутой игры.
Ключевая фраза для понимания прозвучавшего евангельского чтения — это обращение Спасителя к Симону «видишь ли ты эту женщину?». Давайте теперь вернёмся к тому, с чего я начал сегодняшний комментарий, — к образу настольной игры с карточками.
Что мы видим, когда смотрим на карточку с хитросплетённым изображением? Психолог бы сразу ответил: мы видим прежде всего то, что проецируем из самих себя. В отличие от искусственного интеллекта, который совершенно безразличен, беспристрастен и не имеет своей «внутренней истории» травм, острых впечатлений — а главное — живого сердца со своей «памятью» — мы всегда несём внутри огромный багаж опыта, боли, переживаний, осмыслений. И на всё мы смотрим именно сквозь эту призму.
«Видишь ли ты эту женщину?» — не формальный вопрос к фарисею. Потому что он видит не женщину — как лицо, как личность со своей историей — а лишь «социальную рамку» от женщины, согласно которой её поведение — недопустимо и предосудительно. И не может быть ничем оправдано! Внутри этой рамки могла бы оказаться какая угодно другая — и реакция была бы совершенно такой же. Главное — соответствие «рамки», а кто именно «под ней» — значения не имеет.
«Видишь ли ты эту женщину?» — это утверждение, сформулированное через вопрос: конечно же, не видишь — ведь отведённая ей «рамка» застилает зрение. И далее Спаситель переворачивает «оптику» Симона на... его же собственное поведение: женщина по отношению ко Христу в преизбытке сделала то, чего он, Симон, при всей своей «правильности», не пожелал сделать гостю — вопреки существовавшим традициям! В глазах Симона женщина не может существовать вне и помимо «рамок» его сознания — но для себя самого эти «рамки», как выясняется, всего лишь условность — которую легко можно нарушать!
Но этот вопрос, обращённый к Симону — «видишь ли ты эту женщину?» — адресован и к каждому христианину. Прежде чем выносить то или иное суждение — о человеке, о мотивах его поступков, о его намерениях — надо прежде всего посмотреть на ситуацию как на... одну из карточек настольной игры — и задать самому себе вопрос: а не является ли моё желание осудить, превознестись над ошибкой другого, или возможно даже почувствовать свою собственную неукоризненность — всего лишь неосознаваемой потребностью моей самости в утверждении себя — а вовсе не продиктовано желанием увидеть Правду Божию — которая прежде всего являет себя в милости?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов