Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 17-30. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 17-30

Лк., 31 зач., VII, 17-30 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какие конкретно усилия необходимо совершить человеку, чтобы сохранить себя в праведности и чистоте перед Богом? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 7.

17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.

19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!

24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Евангелие от Луки говорит о том, что Иоанн Креститель знал, Кто такой Иисус ещё до своего рождения. Когда Пресвятая Богородица пришла к Елисавете, которая была беременна Иоанном, младенец почувствовал это. Как пишет евангелист: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её». Это была первая встреча Иоанна со Христом. Также Евангелие говорит нам, что Предтеча опознал в Иисусе Мессию во время крещения Спасителя на Иордане. Поэтому он и говорит: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Кроме того, Иоанна видел Духа Святого, который сходит на Иисуса и слышал голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Откуда же теперь сомнения? Почему он теперь спрашивает: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?»

Христианские экзегеты объясняют это заботой Иоанна о своих учениках. Он специально посылает своих последователей ко Христу, чтобы они сами удостоверились в том, что это и есть обещанный Мессия. Чтобы стали Его учениками.

Но можно это понимать и в другом смысле. У апостола Павла есть замечательный призыв, адресованный всякому из нас. «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Всё испытывайте, хорошего держитесь», — пишет он в послании к христианам города Фессалоники. Именно эту духовную работу и совершает пророк Иоанн. Он знает, как лукавый вводит в заблуждение даже великих подвижников. Знает, как изменчивы наши мысли и чувства. А потому словно не спешит доверять самому себе. Он постоянно задаёт себе вопрос: а не обманывается ли он? Нет ли в его вере в Иисуса как Сына Божия нечестности и лукавства? Может быть, он сам себе придумал, что этот плотник из Назарета — Мессия, чтобы потешить своё самолюбие? Ведь нет ничего почётнее, чем быть Предтечей и Крестителем обещанного Спасителя.

И Господь одобряет эту духовную работу. Поэтому он говорит людям: «из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». Иначе говоря: Иоанн велик, потому что очень внимательно, больше, чем другие, следит за своим сердцем и его чистотой. Но даже эти великие усилия не дадут ему то, что может дать человеку только благодать Духа Святого. Когда Святой Дух приходит в душу, там открывается Небесное Царство. Это состояние, когда пропадают все вопросы и все сомнения. Когда человек встречает Бога лицом к лицу. И ему не нужны никакие дополнительные свидетельства. Он узнает всё, что ему необходимо знать. Именно в таком состоянии был Иоанн, когда пророчествовал о Спасителе во чреве матери и во время Крещения Христа. Такое состояние может получить и каждый из нас в свою меру. Всё, что для этого необходимо, — хранить своё сердце в чистоте, стоять на его страже так, как стоял Иоанн Креститель. То есть непрестанно быть готовым, что в любой момент Дух Божий может посетить нас и наставить на всякую истину.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!