Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38; Глава 4, стихи 1. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1

Лк., 11 зач., III, 23 - IV, 1 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Есть в русской культуре такое понятие, как «отчество». Нечто подобное существует в некоторых западных и восточных культурах, где наряду с личным именем у человека имеется ещё и родовое. Сейчас это, наверное, воспринимается как какая-то архаика. Но раньше отчество-родовое имя имело колоссальное значение, как и родословие человека в принципе. Родословная линия есть и у Господа Иисуса Христа. Перечисление имён предков Спасителя по человечеству звучит сегодня во время литургии в рамках чтения из 3-й и 4-й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем.

Глава 3.

23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,

24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,

26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,

27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,

28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,

30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,

31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,

33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,

34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,

35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,

36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,

37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,

38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

Глава 4.

01 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

Обычно родословие Христа, прочитываемое на богослужении, ассоциируется с рождественскими днями. Действительно, в преддверии Рождества Христова во время богослужения неоднократно звучит перечисление имён предков Господа Иисуса. По вполне понятной причине, имеющей отношение к Рождеству Христову. Но, на самом деле, не только. Церковь настаивает на следующем факте — человеческая природа Спасителя не является иллюзорной. От Своей Матери — Девы Марии — Христос получил точно такое же тело, каким обладаем все мы. Иисус нуждался в пище и питье, уставал, чувствовал боль, испытывал эмоции. Единственное отличие Спасителя от нас состоит в том, что Ему была чужда какая-либо греховность. Почему это важно? Потому что искупить род человеческий мог только Бог, ставший настоящим человеком, — обладатель истинных души и тела.

Но что ещё означает человечность? У Христа, как у любого человека, имеются предки. Их перечисление, которое называется родословием, можно найти сразу в двух Евангелиях — от Матфея и от Луки (которое мы с вами только что слышали). Они (эти родословия), надо сказать, отличаются друг от друга. Матфей доводит родословие Христа до праотца Авраама, Лука же прослеживает линию предков Спасителя до Адама, а от него до Самого Бога. При этом оба родословия учитывают главное требование, которому по иудейскому преданию должен соответствовать Спаситель мира.

Во-первых, Он должен быть потомком трёх еврейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Во-вторых, Мессия обязан принадлежать колену Иуды — одному из двенадцати колен-родов Израиля. В-третьих, предком Спасителя должен быть царь и пророк Давид. Родословие Христа и по Матфею, и по Луке полностью соответствует этим требованиям. Но почему же евангелисты в своих текстах по-разному представили предков Иисуса?

Существует несколько объяснений. Наиболее распространённым является следующее. Апостол Матфей составлял Евангелие для читателей из еврейской среды. Ему важно было отразить, что Христос потомок Авраама и Давида. Евангелист Лука, возводя родословие Иисуса до Адама, показал, что Спаситель мира принадлежит не одному народу, а всему человечеству. Но и это ещё не всё. После Давида родословия от Матфея и от Луки не соответствуют друг другу. Причиной несоответствия, возможно, стало отношение Матфея и Луки к одной особенности иудейской культуры — закону левирата, согласно которому в случае смерти одного брата другой был обязан жениться на его вдове. При составлении родословия один евангелист учитывал закон левирата, а другой — нет.

Возможно и другое объяснение. Матфей ведёт родословие по условно «отцовской» иосифовой линии царского наследования, потому упоминает Соломона. Луке же важно было подчеркнуть не иерархическое преемство Христа, а реальную кровную связь по линии Матери — Богородицы и Девы Марии. В любом случае — оба евангелиста преследовали не архивистские, а богословские цели, желая, в случае апостола Матфея, показать, что Иисус из Назарета — ожидаемый еврейским народом Мессия. А в случае апостола Луки мы видим стремление продемонстрировать универсальность служения Христа, направленное на спасение всего человечества. Но и это ещё не всё.

Наличие у Христа родословия позволяет сделать важный нравственный вывод. Мы с нашими предками (хотим мы этого или нет) связаны. Мы несём на себе отпечаток их наследия — хорошего или, увы, плохого. Речь не про родовой грех или проклятье. Нет. Речь — о связи поколений, которая не упраздняет нашей свободы. И мы имеем реальную возможность или усугубить наследие греха, отравив им наших собственных детей. Или же, наоборот, освятить наших родственников — умерших и ныне живущих — благодатью Божией, став её посредником через праведную жизнь. Христос Своих предков не стеснялся, но освятил Своим служением. Вот и мы давайте будем наших родственников беречь и им помогать вместе с нами двигаться к Раю.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!