Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38; Глава 9, стихи 1. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 34-38

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 1

Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Крест — главный символ христианства. Не только православного, но также и тех христиан, которые, к сожалению, связь с Православием утратили. Теснейшая связь креста и христианства — непреложный факт. Однако всё ли так просто и очевидно? Не совсем. Убедиться в этом можно, послушав отрывок из 8-й и 9-й глав Евангелия от Марка, что читается сегодня во время литургии.

Глава 8.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

01 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Прозвучавший отрывок из Евангелия от Марка принято в наши дни понимать аллегорически, то есть возвышенно и несколько отвлечённо. Но для первых слушателей и читателей этого поучения Спасителя всё казалось иначе. А именно — предельно конкретно и по-хорошему приземлённо. Крест и для апостолов, и для первого поколения христиан служил не просто символом жизненных трудностей, каких-то духовных испытаний, а был вполне осязаемым и ужасающим орудием жесточайшей казни. Казни, которой подвергся, как и предсказывал, Сам Спаситель.

Пророчество Христа о конце Его земных дней исполнилось. И даже человеку, далёкому от христианского вероучения, известно, что Иисус Христос был распят на кресте. Крест на протяжении веков является символом христианства и теперь, как отмечалось выше, ассоциируется исключительно с ним. Однако крест как орудие умерщвления стал использоваться задолго до Рождества Христова. Известно, что распятие как вид казни широко применялось в Вавилоне, Греции, Карфагене. Наиболее широкое применение крест приобрёл в Древнем Риме.

Согласно законам Римской империи распятию подлежали наиболее опасные преступники — в первую очередь, бунтари и изменники. Так, в первом веке до Рождества Христова в Риме вспыхнуло восстание рабов во главе со Спартаком. Оно закончилось неудачей, в результате которой несколько тысяч пленённых бунтовщиков были распяты римскими солдатами. В империи использовалось несколько видов крестов — т-образный, четырёхконечный и икс-образный. Бывало, что человека распинали просто на столбе.

Техника распятия также отличалась. Руки могли сперва привязать веревкой и затем пробить ладони гвоздями. Гвоздями могли также пробить запястья. Распятие по-прежнему считается одним из самых жестоких видов казни. Прибитый ко кресту человек не только испытывает ужасную боль в руках и ногах. Он ещё вынужден постоянно опираться на пробитые гвоздями конечности. По одной простой причине — чтобы дышать.

Согласно античным хроникам распятый мог провести на кресте несколько суток, постепенно умирая от кровопотери, отека внутренних органов и удушья. Зная всё перечисленное, осознаёшь — насколько мучительной был кончина Иисуса Христа. Обвинённый в подстрекательстве к бунту, Спаситель был отправлен на самую страшную казнь. Христа должны были распять на кресте т-образной формы — наиболее распространённой в ту эпоху.

Однако Понтий Пилат, римский правитель Иудеи, распорядился прикрепить над головой распятого Спасителя табличку с указанием Его вины. Поэтому горизонтальную часть креста опустили ниже. Т-образный крест превратился в четырехконечный. Или — в традиционном православном изображении — в восьмиконечный. Но это уже детали. Главное, что в итоге крест стал не просто главным символом христианства, а осязаемым напоминанием людям о том, какой мучительной жертвой им был возвращён утраченный Рай. Что, впрочем, не упраздняет нашей свободы. Крест не орудие Божественного шантажа. Это — дар искренней и чистой любви, лишённой какого-либо меркантилизма.

Крестная жертва не делает нас безвольными заложниками Божественного милосердия. Нет. В ответ на свободный дар спасения Господь ожидает такой же свободный дар нашей любви — готовность жить в соответствии с заповедями Христа. Что в нашем мире, испорченном грехом, представляется делом непростым — отчасти похожем на крестное мучение. Ведь все прекрасно знают, как тяжело бывает оставаться в этой жизни честным, терпеливым, благородным, милостивым человеком. В том и состоит крестоношение дня сегодняшнего — мы со-распинаемся Христу, идя путём любви и жертвенности. Но как Спаситель, приняв крест, воскрес и преобразился, так и мы, если будем жить в верности к Богу, тоже наследуем с Сыном Божиим радость вечности в Царстве Небесном.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!